Рецензенты
главный специалист, эксперт отдела санитарного надзора управления
Роспотребнадзора по Ульяновской области Г.М. Ахметзянова
зав.кафедрой педиатрии медицинского факультета ИМЭиФК,
д.м.н., профессор А.И. Кусельман
Ниезмухамедова М.Б.
Н 60 Гигиена детей и подростков: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по общей гигиене для студентов педиатрического факультета / М.Б. Ниезмухамедова, Н.Н. Мурыванова, И.Э. Халиуллов - Ульяновск: УлГУ, 2009 - с
Учебно-методическое пособие является руководством к проведению практических занятий по гигиене детей и подростков.
Пособие подготовлено для студентов педиатрических факультетов высших медицинских заведений по специальности 040200 «Педиатрия», в соответствии с типовой программой дисциплины «Гигиена с основами экологии человека и гигиеной детей и подростков», утвержденной Минздравом Российской Федерации (1999г.)
УДК 613.95 (075.8)
ББК 51.28 я 73
Н 60
М.Б. Ниезмухамедова, Н.Н. Мурыванова, И.Э. Халиуллов, 2009
|
|
Ульяновский государственный университет, 2009
Тема №1.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Продолжительность занятия: 5 часов
Цель занятия: Освоить цели и задачи гигиены детей и подростков. Овладеть современными методами исследования и оценки физического развития.
План занятия:
- Освоить содержание, цели и задачи гигиены детей и подростков.
- Освоить методы исследования физического развития.
- Научиться устанавливать паспортный возраст.
- Освоить методику разработки стандартов физического развития.
- Оценить физическое развитие ребенка методами сигмальных отклонений, профиля физического развития, шкалы регрессий.
Основные вопросы занятия:
1. Предмет, задачи и содержание гигиены детей и подростков. Основные разделы гигиены детей и подростков.
2. Понятие о физическом развитии. Факторы, влияющие на физическое развитие. Показатели физического развития.
3. Методы исследования физического развития (соматоскопия, соматометрия, физиометрия).
4. Методика определения возрастных групп.
5. Понятие о стандарте физического развития. Методика вариационно-статистической разработки антропометрических данных.
6. Методы оценки физического развития (метод сигмальных отклонений, профиль физического развития, шкала регрессий).
БЛОК ИНФОРМАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ.
Гигиена детей и подростков представляет отрасль гигиенической науки, и поэтому ее определение основывается на общем понятии гигиены.
Гигиена детей и подростков - профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.
|
|
Основная особенность детей и подростков заключается в том, что в отличие от взрослых их организм не достиг еще полной зрелости, а находится в процессе роста и развития.
Основное отличие организма детей и подростков от организма взрослого человека в том, что внешние воздействия сказываются не только на его функциональном состоянии в настоящий момент, но и очень сильно влияют на его развитие и дальнейшее существование.
Здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются в детстве.
Задача гигиены детей и подростков заключается в том, чтобы, не нарушая естественного хода процессов развития организма ребенка, целенаправленно воздействовать средой и воспитанием на формирование здорового человека, совершенствовать его функциональные и физические возможности. Задача гигиены детей и подростков, как и гигиены вообще, в конечном счете, сводится к нормированию внешней среды, т.е. к установлению норм и их последующему осуществлению.
Гигиена детей и подростков как учебная дисциплина состоит из следующих основных разделов: 1) здоровье детей и подростков; 2) гигиена учебно-воспитательного процесса и режима дня; 3) гигиена физического воспитания; 4) гигиена трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся; 5) гигиена питания детей и подростков; 6) гигиенические основы проектирования, строительства, благоустройства и оборудования учреждений для детей и подростков; 7) гигиеническое обучение и воспитание. Основы формирования здорового образа жизни детей и подростков; 8) медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение детского и подросткового населения.
Один из разделов гигиены детей и подростков изучает вопрос о состоянии здоровья детей и подростков. Ведущим признаком здоровья является физическое развитие.
«Физическое развитие» детей и подростков - состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития - биологический возраст.
Физическое развитие ребенка в каждый период жизни - это комплекс морфофункциональных свойств, характеризующих возраст достигнутого биологического развития и физическую дееспособность (работоспособность) детского организма.
Физическое развитие является одним из ведущих признаков здоровья. От уровня физического развития зависят другие показатели здоровья. Оценка физического развития включается в качестве основного показателя оценки состояния здоровья детей и подростков наряду с демографическими показателями, заболеваемостью и др.
Физическое развитие находится в зависимости от ряда социальных и биологических факторов: состояние здоровья, калорийность и качество питания, течение беременности и родов у матери, наследственность, отношение к этнической группе. Выявлена тесная взаимосвязь между физическим развитием и уровнем двигательной активности с уровнем медицинского обслуживания, уровнем благосостояния, психологическим климатом в семье, успеваемостью в школе, воздействием окружающей среды на организм, с наличием гигиенических навыков, с соблюдением рационального режима и правильного образа жизни, отсутствие вредных привычек.
Наблюдение за физическим развитием отдельных детей в динамике длительного времени позволяет выявить особенности роста и развития каждого индивидуума (индивидуализирующий метод). Кроме того, применяется генерализирующий метод, основанный на массовом исследовании больших групп детей.
|
|
Исследование физического развития школьников проводится при плановых периодических медицинских осмотрах. Основными показателями физического развития являются: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки.