Каралашвилили Р.Г. Мир романа Г.Гессе. – Тбилиси, 1984.
Седельник В.Г. Гессе и швейцарская литература. – М., 1970.
Семинар № 3. Дж.Оруэлл. Осуждение тоталитаризма и авторитарности в романе «1984» и сказке «Скотный двор»
1. Место «Фермы животных» и романа «1984» в контексте всего творчества Дж.Оруэлла.
2. Сказка «Ферма животных» («Скотный двор»). Отражение героического и трагического времени, проблемы несвободы в литературе:
· время создания сказочной повести, осмысление в ней эпохи и ее противоречий;
· субъектная организация «Фермы животных» (взаимоотношение точек зрения автора, повествователя и персонажей);
· главный сюжетный стержень «Фермы»; система образов, способы их изображения;
· восприятие произведения критикой разных стран.
3. Специфика разработки жанра антиутопии в романе «1984»:
· политический смысл романа, структура Ангсоца (внутренняя партия, внешняя партия, пролы, исторические аналогии);
· основные принципы идеологии как отражение сути тоталитарной философии. Образ Старшего брата как метафора режима;
|
|
· социальный мир романа. Тип нового человека – «человек-функция». Основной конфликт романа (столкновение У.Смита и системы), его разрешение. Концепция любви в романе;
· принципы и способы подавления личности на уровне мышления, эмоций и способов выражения (новояз).
Тематика рефератов, сообщений, докладов
1. «Сказка Бочки» и «Путешествия Гулливера» Дж.Свифта и сатирическая утопия Дж.Оруэлла «1984».
2. «Ферма животных» Дж.Оруэлла и «Кролики и удавы» Ф.Искандера.
3. Русская критическая история «Фермы животных».
4. «Ферма животных» в современном контексте (сказочная повесть Оруэлла и мы на рубеже веков).
Критические работы
1. Зверев А. Зеркала антиутопий // Антиутопия ХХ века. – М., 1989. – С.336-349
2. Кузнецов С. 1994. Юбилей неслучившегося года. – «ИЛ», 1994, № 11.
3. Мосина В.Г. История «русского Оруэлла». – М., 1997
4. Чаликова В. Утопия и свобода. – М., 1994.
Семинар № 4.. Постмодернистская эстетика романа У.Эко «Имя розы».
1. Формирование философских, этических и эстетических взглядов писателя.
2. Особенности жанра интеллектуальной прозы в романе «Имя розы».
3. Заглавие и смысл. Роман о Средневековье как космологическая структура. Проблема повествователя. Мотив лабиринта. Метафизика детектива.
4. Постмодернистская эстетика романа. Ирония, метаязыковая игра, двойное кодирование, числовая символика.
Тематика рефератов, сообщений, докладов
1. Поэтика интертекстуальности в творчестве У. Эко
2. Произведения Роб-Грийе, Фаулза, Акройда, Кортасара, Борхеса, Эко как явления постмодернизма.