Цветовое предпочтение как проявление эмоционального состояния

Основная часть

Эмоциональная сфера в подростковом возрасте претерпевает существенные изменения. Первое, на что следует обратить внимание - это ихэмоциональная неуравновешенность. Довольно часто у подростковможно заметить быстрый, почти мгновенный переход от возбуж­дения и хорошего настроения к депрессивному, от радости - к сле­зам, и наоборот. Так же сильно возрастает эмоциональная чув­ствительность, поэтому достаточно слабого раздражителя, напри­мер вопроса о том, сделаны ли уроки, чтобы вызывать у них появление неадекватно сильных аффектов, т. е. реакций взрывно­го характера, сопровождающихся слезами либо криками и грубостью. Они как будто «теряют голову» и могут совершить поступки, которыми сами впоследствии будут недовольны. Поэтому взрослым необхо­димо помнить, что аффективное действие как бы «вырывается» из подростка, не регулируется им, и он не вполне ответственен за его совершение. А в периоды особой эмоциональной неуравнове­шенности, вызванной усталостью, неприятными событиями, пе­дагогам и родителям нужно следить за своей речью, интонацией, чтобы ненароком не обидеть подростка и не повлечь аффектив­ную вспышку.

Исследователи отмечают нарастание в подрост­ковом возрасте общего возбуждения и ослабления всех видов тор­можения. К примеру, «разбушевавшийся» класс будет довольно сложно вернуть в спокойное состояние.

Цветовое предпочтение как проявление эмоционального состояния

Мир вокруг нас окрашен во все цвета радуги. Но практически не знаем ни сущности, ни смысла цвета. Влияние цвета на человека в повседневной жизни неоднократно привлекало внимание исследователей.

Цвета не просто привлекают к себе наше внимание, но нередко и ошеломляют нас, они украшают мир, придают ему большую ценность, пробуждая наши эстетические чувства и – что самое важное – являются источниками информации. Благодаря цветам нам легче отличить одну поверхность от другой, они облегчают зрительное обнаружение предметов и их распознавание и, нередко, являются также и признаком, позволяющим идентифицировать многие объекты, что придает окружающему нас миру необходимую стабильность.

В жизни человека многие виды деятельности требуют цветового зрения. На транспорте движение регулируется сигналами различных цветов; в красильной и ткацкой промышленности приходится производить подбор цветовых оттенков; во врачебной профессии для правильного диагноза требуется установить цвет опухоли, кожи, глазного дна и т.п.; в литейном деле зачастую нужна оценка на глаз цветового оттенка расплавленной металлической массы.

Людей с давних пор интересует цвет. Философы и ученые с глубокой древности пытаются проникнуть в его тайну. Аристотель написал трактат, специально посвященный вопросу о цвете и носящий название "О цветах". Основной интерес, которым руководствовался Аристотель, состоит в выяснении причин образования той или иной окраски в предметах живой и неживой природы. Со времен античности уже сделано, с одной стороны, очень много, с другой — невероятно мало.

В истории культуры цвету часто придавалось символическое значение: черный – горе, красный – величие или страдание, фиолетовый – смирение и раскаяние, зеленый – надежда или красота. Первыми семантику цвета практически использовали люди Древней Индии, где была создана целая система соотношения цвета камня и его воздействующих на человека возможностей. Зеленые камни (изумруды) предписывалось носить и даже употреблять для омолаживания. Красные рубины могли расцениваться как средство повышения энергетики и половой активности. Белый жемчуг считался средством духовного очищения и т.д.

Китайская «Книга перемен» – является замечательным памятником древней мудрости. Она состоит из 64 гексаграмм. Основным знакам гексаграмм приписываются цвета: сплошная черта – это знак неба, она синяя, светлая; прерванная черта – знак земли, она желтая, теневая. Гексаграммы «Книги перемен» являются своего рода картинами. В Китае гексаграммы и их сочетание считаются началом живописи т.к. они представляют собой исчерпывающее многообразие цветовых композиций. Основных цветов в Китае насчитывалось пять, всем планетам временам года, стихиям соответствовали их собственные цвета. Цветовая символика была важнейшим принципом изобразительного искусства Древнего Китая.

Ньютон впервые раскрыл тайну радуги, предложил цветовой круг, в середине которого, как центр тяжести он поместил белый цвет. Этим ученый внес большой вклад в науку о цвете.

Крупнейший художник XX века Василий Кандинский утверждает, что цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. «Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль».

В современном мире одним из ведущих специалистов является Макс Люшер. Согласно Максу Люшеру, у людей в процессе исторического развития сформировались определенные цветовые ассоциации с тем или иным видом активности. Так, темно-синий цвет, по Люшеру, связывался у наших пращуров с ночью, когда они укладывались спать. Ярко-желтый — цвет солнечного дня, цвет надежды и активности. Для примитивного человека активность выступала в двух видах: инициативы, "атаки" (он гонится за жертвой)— красный цвет; за ним гонятся, он защищается — зеленый цвет.

Эксперименты, проведенные М.Люшером, показывают, что чистый красный цвет стимулирует нервную систему: артериальное давление у испытуемых поднимается, возрастает частота дыхания и сердцебиения. Чистый синий цвет оказывает успокаивающий эффект: давление падает, дыхание и сердцебиение становится реже.

Воздействие каждого цвета не зависит от отношения человека к нему. Индивидуальные цветовые предпочтения не зависят от психологического воздействия цветов. Цвет может восприниматься как приятный или не приятный, он может нравиться или нет, но влияние, которое он оказывает на психику остается неизменным.

Гавриленко О. Н. выявил связь между цветовым предпочтением, личностной и ситуативной тревожностью у испытуемых-студентов. По его сведениям, лица с высокой личностной тревожностью предпочитают желтый цвет, а с высокой ситуативной тревожностью— предпочитают красный и отвергают синий.

Таким образом, цвет как таковой несёт огромную смысловую нагрузку, своими корнями уходящими в глубокую древность, при этом "бессознательный уровень цветового восприятия идентичен во всех культурах".

Совокупность цветов можно использовать не только для диагностики эмоциональных состояний, но и для лечения многих психосоматических расстройств.

Доктор Гейл описывает: «Состояние больных, страдавших от меланхолии, ухудшалось в синих и зеленых комнатах и улучшалось в красных». Об этом же говорит и В. М. Бехтерев и многие другие.

Доктор Бэббитт замечает, что красные цвета осве­щения (фильтры на окнах, шторы и др.) противопоказаны сангвиникам и холерикам. Да и педиатры констатируют: «Флегматичные дети лучше учатся при красном цвете сво­ей одежды и стен, тогда как излишне активные— при синих тонах».

С раннего детства ребенок активно воспринимает мир света и цвета. И не ведая того, родители одевают малыша в излюбленные ими цвета. Цвета, определяющие его здоровье в настоящем и жизненный путь в будущем. И ребенок вверяется им.

Однако его склонность к любимым цветам меняется на протяжении жизни. Уже к трем месяцам дитя обращает большее внимание на красные цвета. К полугоду— на желтые, затем на зеленые и позже всего на синие.

Разумнее считать, что нормальный, уравнове­шенный человек находится в гармоничном отношении со всеми цветами. А случаи явного предпочтения одних цве­тов или откровенной неприязни к другим свидетельству­ют о некоторой неуравновешенности.

Предпочтения тех или иных цветов определяются в функциональной психологии путем тестирования.

Многолетнее применение известных тестов Макса Люшера позволяет выделить «нормальную» личную цвето­вую шкалу, отклонение от которой считается признаком психической ненормальности или индивидуальности.

Так, в 8-цветовом тесте Люшера четыре основных цве­та (см. четыре темперамента в табл.1) — синий, зеленый, красный и желтый – большинство людей ставит на пер­вые четыре позиции, а серый, фиолетовый, коричневый и черный – на последние.

Человек не только душой, но и своим телом отличает теплые цвета от холодных. К примеру, температура окружающей среды кажется на 2-3 градуса ниже реальной, когда человек одет в сине-зеленые тона. И выше, когда – в красно-оранжевые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: