(РЕШЕНИЕ СИТУАЦИЙ)
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Ситуация. Многие дети, вступая в подростковый возраст, меняются: из спокойных, ласковых и послушных превращаются в ершистых, задиристых, грубых, неуправляемых, агрессивных.
Какие особенности общения с подростками должны быть предпочтительнее?
Решение. Даже если взрослому очень не нравится агрессивность подростка, он должен понимать, что в ней проявляется желание подростка самоутвердиться, отстоять свою позицию. Непослушание его есть сигнал о стремлении выйти из-под опеки взрослого.
В общении с подростком нужно перейти от оценок, осуждений, нотаций к спокойному, вежливому тону, разговору. В пылу негативных эмоций способность понимать друг друга исчезает. Взрослому легче управлять своим поведением, чем подростку с его неустойчивой психикой. Поэтому именно взрослый должен дать пример достойного выхода из трудных ситуаций. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность в суждениях и действиях, то трудно ждать от него правильного поведения.
|
|
Ситуация. Нередко, к ужасу педагогов, подросток меняет свои мнения и взгляды, переходит от одной крайности к другой.
Как можно объяснить подобное явление?
Решение. Непостоянство взглядов подростка может иметь место при трудностях, отсутствии возможностей самоутверждения. Педагог должен помочь найти любимый вид деятельности подростка, через который он может утвердить себя в глазах сверстников. И помочь ему в этом трудном для него процессе.
Ситуация. Митя (13 лет) решил все задачи контрольной работы и получил отличную оценку. Мария Ивановна, анализируя работы учащихся, сказала, что Митину работу, как отличную, показывала его товарищам — членам баскетбольной команды.
На что рассчитывала Мария Ивановна, поступая таким образом?
Решение. Мария Ивановна использовала принцип демонстрации последствий поступка для референтной группы. Митя ориентируется на ценности ребят баскетбольной команды, поэтому ему особенно приятна хорошая оценка с их стороны, поскольку он сам является членом этой команды.
Ситуация. Мама Вадика (14 лет) сокрушается: был спокойным, вежливым мальчиком, хорошо учился, помогал по дому... Но сейчас как подменили — не слушается, стал прогуливать школу, хамит... Откуда это?
Предположите возможные причины такого поведения подростка.
Решение. Возможными причинами могут быть:
Ø протест. Вспышки недовольства, гнева могут возникать в ответ на попытки взрослых унизить, подчинить своей воле. Протест обычно носит адресный характер, когда мама, например, принуждает силой сделать что-либо, или учитель незаслуженно поставит двойку. Как только конфликт находит свое разрешение, подросток успокаивается;
|
|
Ø отставание в развитии (когда по статусу он еще не соответствует своему возрасту; по мере взросления поведение обычно выравнивается);
Ø проявление таких черт характера, которые сформированы в семье: конфликтность, злобность, повышенная возбудимость и пр., которые в подростковый период обостряются.
Ситуация. Желание подростка быть взрослым распространяется и на манеру одеваться. Идет ориентация на ярких представителей современной моды.