Решение. Тактика запугивании подростка не дает положительных результатов. Ориентация на ближние, видимые последствия более эффективна, так как в его сознании преобладает непосредственное восприятие мира - «здесь и теперь». Представление же о своем будущем только начинает развиваться в подростковом и юношеском возрастах.
Ситуация. Саша (13 лет) имел очень высокий уровень притязаний, не осознавая своих возможностей. Его идеальное «Я» слишком сильно отличалось от реального «Я».
К чему может привести такая ситуация?
Начнет ли Саша заниматься самовоспитанием?
Решение. Переживание разрыва между идеальным образом и действительным своим положением, как правило, приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.
Саша начнет заниматься самовоспитанием, если его идеальный образ представится достижимым. Тогда мальчик не только будет мечтать о том, каким может стать в будущем, но и начнет развивать в себе желаемые качества.
|
|
Обычно мотивами самовоспитания подростков могут быть:
Ø равнение на героев кинофильмов, воплощающих в себе мужественность (женственность);
Ø желание развить свои возможности;
Ø желание быть принятым и признанным товарищами;
Ø желание иметь успех во взаимоотношениях с представителями другого пола.
Ситуация. Изучение причин курения и употребления спиртных напитков среди подростков выявило наиболее распространенные мотивы:
Ø подражание сверстникам;
Ø чувство новизны, интерес;
Ø желание казаться взрослыми, самостоятельными.
Почему удовлетворение естественных возрастных потребностей приобрело у этих подростков негативную форму?
Решение. Неблагоприятные условия воспитания не обеспечили этим подросткам других возможностей удовлетворения их возрастных потребностей. Затем сказалось влияние неблагополучной среды, слабая пропаганда здорового образа жизни.
Ситуация. Подмечено, что разные подростки по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта, физической силы, других атрибутов своей неотразимости и, соответственно, по-разному строят свою линию поведения.
С чем это связано?
Решение. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившихся у него главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Подросток, считающий себя сильным, держится совсем иначе, чем его сверстник, который находит себя слабым, но очень умным.