Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс познания себя.
Он связан с достижением от единичных образов к целостному образованию - понятию собственного Я.
Формирование отношения к самому себе происходит позднее формирования отношений к
- ситуации,
- предмету и средствам деятельности,
- к другим людям.
Эти отношения завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность.
Они наиболее тесно связаны с
- целями жизни и деятельности,
- ценностными ориентациями, установками,
и выполняют функции
- самопознания,
- самоконтроля,
- саморегуляции личности.
Самопознание - процесс динамический и никогда не завершающийся.
1. Во-первых, происходит постоянное развитие самих познавательных способностей;
2. во-вторых, изменяется и сам объект познания - личность;
3. в-третьих, всякое знание о себе самим фактом своего получения меняет субъекта: узнав что-то о себе, человек становится другим.
Самопознание идет параллельно с постоянной проверкой на адекватность и коррекцией.
|
|
Итоговым продуктом самопознания является Я-концепция.
По Роберту Бернсу, Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой.
На основании Я-концепции индивид строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Ее составляющие:
- реальное Я,
- идеальное Я,
- динамическое Я,
- фантастическое Я,
- образ тела и т.д.
Степень рассогласованности отдельных компонентов влияет на психическое здоровье, мотивацию, процессы саморегуляции.
Когда поведение человека согласуется с его Я-концепцией, он может обойтись и без одобрения своего поведения со стороны окружаюших.
Например:
· Люди, считаюшие себя неудачниками, могут подсознательно подавлять усилия (и собственные, и извне) по изменению ситуации, чтобы соответствовать Я-концепции.
· Пациент с повышенной массой тела, несмотря на многочисленные диеты, может оставаться тучным, пока он не готов к изменению образа Я.
· Девушка, всю жизнь мечтавшая стать врачом, но в силу обстоятельств закончившая медучилище, никак не может согласовать свои Я-реальное и Я-идеальное, поэтому воспринимает свою сестринскую деятельность как «унизительную, ненужную, временную», а пациентов как «обозленных на нее и весь мир».