1. Разведите характеристики темперамента и характера.
1) Совокупность свойств личности, закрепленных в привычных формах поведения.
2) Индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его деятельности и поведения.
3) Индивидуальное сочетание устойчивых и существенных особенностей человека, которые выражают отношение человека к окружающему миру.
2. Разведите черты характера и свойства темперамента.
1. Неуравновешенность.
2. Трудолюбие.
3. Чувство долга.
4. Ответственность.
5. Хорошая координация.
6. Аккуратность.
7. Впечатлительность.
8. Вежливость.
9. Низкая работоспособность.
10.Быстрое включение в работу.
11.Низкая адаптируемость.
12.Склонность к оперативной работе.
13.Высокая контактность.
14.Цикличность в настроении и деятельности.
15.3амкнутость.
16.Предпочтение одиночества большой шумной компании.
17.Ранимость.
18.Малоподвижность.
3. Определите тип акцентуации характеров по А.С. Личко.
1. Демонстрирует некритическое, а часто коньюктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Главное жизненное кредо - «быть как все».
|
|
2. Характеризуется повышенной раздражительностью, склонностью к апатии. Подростки такого типа предпочитают находиться дома одни. Они тяжело переживают даже незначительные трудности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение их изменчиво.
3. Свойственна повышенная чувствительность ко всему: и к. тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Такие подростки не любят больших компаний, слишком озорных и подвижных игр. Обычно робки и застенчивы при посторонних людях. Открыты и общительны только с хорошо знакомыми людьми. Общению со сверстниками предпочитают общение с малышами. Отличаются послушанием и большой привязанностью к родителям.
4.Свойственна выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая отсутствием угрызений совести, авантюристичностью, тщеславием, "бегством в болезнь" при неудовлетворенной потребности в признании;
5.Демонстрирует постоянно приподнятое настроение, жажда деятельности с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца, повышенная словоохотливость (скачка мыслей).
4. Определите формы и способы педагогической помощи в отношении школьников различных типов акцентуации характера. Заполните следующую таблицу:
Тип акцентуации | Позитивные черты | Негативные черты | Конфликтогенные ситуации (т.е. ситуации обостряющие проявление отрицательных черт характера) | Формы и способы педагогической помощи со стороны учителя и родителей. |
5. В характеристике личности выделите моменты, в которых проявляются черты характера и свойства темперамента[4].
|
|
Ира Н. восьми лет. Девочка живая, жизнерадостная, кокетливая, любит поболтать; добрая, но завистливая, старается быть заметной в коллективе, заслужить похвалу. Общительна, но очень обидчива. Ира интересуется всем, но интересы не стойки, она быстро остывает. Много уделяет внимания своей внешности: часами может сидеть перед зеркалом, менять прически, перевязывать ленты. Девочка в коллективе активна, но если в общей работе ей приходится подчиняться кому-то из товарищей, она теряет к занятию всякий интерес, становится ко всему безучастной.
6. Определите, проявляется ли в приведенных примерах характер человека. Дайте обоснование своего ответа[5].
А) Студента В. спросили на улице как доехать до железнодорожного вокзала. В. Остановился и обстоятельно ответил на вопрос.
Б) Когда в 7 классе отменили контрольную работу по математике, Валя долго не могла успокоиться. Почти на протяжении 15-20 мин. она размахивала руками и восклицала: «Вот красота!»
В) В семье, в детском саду, в школе Саша проявлял и проявляет себя пдвижным, впечатлительным и реактивным ребенком. Мальчик тяжело переносит всякое ожидание: он начинает нервничать, становится непоседливым, невнимательным.