Первый шаг в разработке содержания конкретного мероприятия — еще раз, уже командой тренеров, обозначить цель и форму мероприятия, а главное — разработать концепцию, главную идею, вокруг которой будет строиться вся работа. Изначально идея строится из тренерских задач, которые позволяют достигнуть цели, главных результатов программы. Эти результаты должны быть достижимы и прозрачны для всех тренеров. Затем важно перевести тренерские задачи в результаты актуальные, интересные для участников лагеря. Только после этого уже можно формировать расписание и разрабатывать каждый день / блок мероприятия отдельно. Цель развивающей программы «Искусство жить...» была определена как «предупреждение агрессивного и конфликтного поведения и развитие жизненнонеобходимых навыков, позволяющих противостоять негативным жизненным ситуациям у подростков со сложностями социальной адаптации через включение их во взаимодействие с социально адаптированными подростками». Программа по форме представляла собой шестидневное выездное совместное мероприятие для подростков со сложностями социальной адаптации и социально адаптированных подростков. Мы назвали свой выезд творческо-игровым лагерем, так как основными методами были АРТ-методы (творческие), экстремально-приключенческие методы педагогики переживания (в частности, элементы «веревочного курса») и ролевые игры.
|
|
Сразу отметим, что от того, как представлена подросткам форма мероприятия, зависит их настрой на работу и соблюдение условий участия в программе. Наш опыт показал, что при тех целях, которые были поставлены перед участниками, не следовало называть данное мероприятие лагерем, так как слово «лагерь», прежде всего, ассоциируется с отдыхом. Возможно, стоило назвать его слетом, выездом, выездной школой, развивающей программой. Тогда можно предупредить некоторые противоречия в ожиданиях от мероприятия.
В ходе разработки нами были выделены следующие тренерские задачи лагеря, которые мы объединили в четыре блока, реализовывающиеся на протяжении всего времени работы:
ü создание атмосферы доверия и принятия друг друга;
ü раскрытие и развитие личностных ресурсов / личностного потенциала каждого подростка (эмоциональная сфера, личностные особенности, творческие способности);
ü развитие жизненнонеобходимых навыков (навыков общения, выхода из конфликтных ситуаций, конструктивного выхода из сложных ситуаций, противостояния рискованным ситуациям);
ü формирование ценностного отношения к себе, другим людям, своему здоровью, жизни, жизненным ценностям и целям.
|
|
Затем мы переформулировали эти задачи в идею (результаты), понятные участникам. Идея творческо-игрового лагеря «Искусство жить...» лежит в самом его названии — показать подросткам различные стороны «искусства жизни». Поэтому мы сформулировали ее как «идею овладения различными искусствами»:
ü искусством жить в гармонии с другими;
ü искусством видеть возможности внутри себя и в окружающем мире;
ü искусством ставить цели и находить эффективный путь их достижения;
ü искусством быть счастливым, которое включает в себя все, обозначенное выше.
В соответствии с этой идеей каждый из шести дней лагеря был посвящен «искусству», которое ребята изучали в мастерской. В лагере было пять мастерских, путешествуя по которым, подростки узнавали себя, взаимодействовали друг с другом, получали новые знания и развивали навыки. Идея каждой из них определялась изначально как некое искусство:
ü искусство экстремала — преодоление себя, своих страхов, помощь и поддержка, доверие;
ü искусство творца — выход за рамки, познание себя, раскрытие себя в творчестве и переход к общению;
ü искусство дипломата — искусство общения, умение договариваться, быть уверенным в поведении и выражении эмоций;
ü искусство спасателя — умение защитить себя и других в сложных ситуациях, оценка риска и выбор конструктивных способов выхода из трудных ситуаций;
ü искусство мудреца — умение ставить цели и достигать их.
Первый и последний день («дни-половинки») были посвящены решению организационных вопросов, знакомству и актуализации идеи лагеря в первый день, подведению итогов и презентации дальнейшей работы по сопровождению участников после мероприятия — в последний день.