Этап самоанализа

Инструкция: «Перепишите каждый на свой листок полученные опросы и попробуйте ответить на них. А теперь оцените сформированность у вас каждого навыка по семибалльной шкале: 0 — навыка совсем нет, 7 — отлично сформированный навык. Сохраните, пожалуйста, эти ответы, мы вернемся к ним в конце сегодняшнего дня, чтобы проанализировать, изменилось ли что-нибудь под влиянием наших занятий».

Как на практике понять, умеешь ты общаться или нет? Лучше всего — наблюдать за собой в тех или иных ситуациях (или попросить других понаблюдать за тобой, чтобы потом получить обратную связь). Самые лучшие для наблюдения ситуации — необычные, возможно — экстремальные. И на следующем этапе тренинга тренер предлагает участникам на несколько часов погрузиться в такую экстремальную ситуацию, для того чтобы понять, как же мы действительно общаемся, что мы умеем и чему нам нужно учиться.

ИГРА «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ» [5]

Время: 2 часа 30 минут.

Хотим напомнить, что данный вариант игры использовался в группе из 30 человек. Для такой большой группы необходимо большое помещение, иначе подгруппы будут мешать друг другу. Разводить подгруппы по разным помещениям в этой игре нежелательно, так как это нарушает целостность психодинамических процессов, которые здесь играют важную роль.

Участники рассаживаются в помещении, как им удобно. Звучит музыка. Участники закрывают глаза и представляют себя в роли путешественника.

Инструкция: «Представьте себе, что вся наша группа оказалась на большом океанском корабле, совершающем рейс через Атлантику. Путешествие было приятным и интересным. Однако в тропических широтах корабль попал в шторм ужасной силы. Наше положение было усугублено тем, что в трюме вспыхнул пожар мгновенно распространившийся по всему судну. На корабле остались только три спасательные шлюпки. Волею судьбы всех членов нашей группы разбросало по разным шлюпкам».

1. Тренер определяет трех лидеров (кто быстрее встанет). Их задача — разбить участников на три группы (т. к. есть три шлюпки), назвав имена тех, кого они хотели бы взять в свою шлюпку. Группа разделена на три экипажа, которые «уносит» в разные стороны.

Можно поступить и по-другому. Каждому из лидеров предлагается выбрать одного участника, которого он берет в свою шлюпку. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на три части. Для деления на команды можно использовать и «слепые» способы: «молекулы» или карточки. Такое деление во многом упрощает процедуру, но может вызвать протесты со стороны подростков. Кроме того, в группе могут быть серьезно конфликтующие подростки (в нашем тренинге было именно так), которые, оказавшись в одной команде, могут разрушить групповой процесс. Поэтому при делении на группы необходимо исходить из стоящих перед группой на данном этапе тренинга задач и проявлять гибкость, чутко реагируя на текущее состояние участников и групповые динамические процессы.

2. Группы оказываются на островах. В их распоряжении есть только то, что в карманах участников, а также ватман, краски, карандаши и фломастеры. Группам дается по 15 минут на то, чтобы нарисовать карту острова, обозначить наиболее важные точки острова и место своей ночевки. Один участник представляет результат этой работы всей группе.

Инструкция: «Штормовые волны разметали шлюпки и унесли их в разные стороны от места кораблекрушения. Еще сутки не прекращался ураган, а когда он наконец утих, измученные люди увидели на горизонте землю. Обрадованные, они устремились к берегу, не подозревая о двух вещах: во-первых, о том, что перед ними не материк, а острова, и, во-вторых, о скрытых под водой рифах. Обе шлюпки разлетелись в щепки от удара о рифы, но до берега уже можно было добраться вплавь.

Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего, кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах. Вам дается 15 минут, того чтобы решить, что делать в такой ситуации и как провести на этих островах ближайшие сутки. Размеры острова, ландшафт, климат, растительный и животный мир и прочие обстоятельства вы можете задать сами».

3. Тренер говорит о том, что экипажи оказались отрезанными на островах, их пребывание на них затягивается. Группам дается еще 15 минут на обсуждение того, что они предпримут, как будут устраиваться в той ситуации, в которой оказались. Через 15 минут каждая группа представляет результаты обсуждения.

Инструкция: «Итак, ваши острова оказались весьма комфортными. Однако проходит день за днем, а на горизонте не видно ни одного корабля, и в небе не появляются ни самолет, ни вертолет. И вы начинаете понимать, что острова оказались удаленными от оживленных морских и воздушных путей и, может статься, спасатели уже прекратили поиски пассажиров корабля, посчитав их погибшими. Прошел месяц. Похоже, пребывание на острове может затянуться и оказаться гораздо более долгим, чем вы предполагали. Надо как-то обустраиваться. Итак, что же вы теперь будете делать?»

Дополнительные вопросы к группе: «Как вы будете строить отношения друг с другом? Есть ли у вас вожак, лидер? Кто он? Каким образом вы решаете наиболее сложные вопросы? Как происходит разделение труда, обязанностей? Кто за что отвечает? На карте обозначьте место своего лагеря и место каждого в нем. Есть ли теперь у вашего острова название?»

4. На островах наладился быт, а волны вынесли на берег пустую бутылку — можно отправить письмо. При этом нет полной уверенности в том, что это письмо когда-либо будет прочитано. Участники получают пустые бутылки, пишут письма, зачитывают их и запечатывают в бутылку.

5. Инструкция: «Через некоторое время очень далеко на горизонте вы увидели силуэт большого корабля. Но он прошел мимо, и люди с него не заметили подаваемых вами отчаянных сигналов. Через сутки к берегу прибило маленький одноместный катер. Он был абсолютно новенький, с полным баком бензина. По-видимому, его случайно оборонили с борта проходившего ранее корабля, а может быть, его смыло волной. Катер не может принять на себя всех, и запас топлива ограничен. И все же это шанс спастись _ воспользуетесь ли вы им?» Участники делают свой выбор. Тот, кто отправляется в плаванье, делится своими чувствами и временно выходит из игры.

6. К острову подошло судно: «Ура, спасение!», но это оказывается судно пиратов. Теперь все могут стать рабами, но есть шанс спастись, если отдать двоих по выбору команды. Участники должны принять решение:

üотдать двоих (если найдены добровольцы, они говорят о своих чувствах и выходят на время из игры);

ü все идут в рабство;

üгруппа решает защищаться и в полном составе остается на острове.

7. Разыгрывание ситуации: нужно по очереди выбраться из горящего трюма / пещеры, при этом первые выберутся точно, а последние рискуют не успеть. Группы решают, как будут действовать и озвучивают свое решение.

Инструкция: «Вы укрылись от врагов в пещере (или пираты заперли вас в ней). Но вот незадача: именно в этот момент внезапно проснулся давно спавший вулкан. Начавшееся извержение сопровождалось мощными подземными толчками, от которых стали рушиться своды пещеры. Камнями почти завалило вход — осталось только совсем небольшое отверстие, в которое едва можно протиснуться. В любую минуту потолок пещеры обвалится, и вы все можете погибнуть. Тот, кто окажется первым, наверняка спасется, а чем дальше от начала очереди, тем меньше шансов спастись. Решайте, как вы будете выбираться, в каком порядке?»

8. Возвращение домой: необходимо найти способ вернуть домой вышедших из игры участников.

Вопросы для обсуждения:

ü Довольны ли вы приключениями?

ü Какие эпизоды были наиболее интересными?

ü В каких ситуациях вам было наиболее трудно принять решение?

ü Как вы чувствовали себя в ситуациях выбора добровольцев-жертв?

ü Кто был лидером? Было ли ему дано это право группой, или он сам взял инициативу в свои руки?

ü Высказывались ли вы во время групповых обсуждений? Легко ли было это делать?

ü Слушали ли члены группы друг друга? Поддерживали ли друг друга?

ü Какие навыки общения могли пригодиться в этой игре? Удалось ли продемонстрировать их каждому из вас?

ü Что мешало и что помогало в поведении других членов группы?

Во время этой игры очень ярко проявились привычные ролевые позиции участников тренинга. В то же время некоторые ребята открыли себя с неожиданной стороны, продемонстрировав свою ценность для группы. Вообще же, на наш взгляд, эта игра имеет очень удачную структуру, которую можно наполнять различным содержанием, что позволяет ставить и решать в процессе тренинга разные задачи.

После обеда работа строилась по типу мастерских, которые чередовались между собой (принцип «вертушки») в двух группах по 15 человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: