Проверка дом. задания Дома составляли словарную статью к слову

ПРАЗДНЫЙ 1. Ничем не занятый, без дела, без полезных занятий.

Праздная жизнь. 2. Перен. Бесцельный, пустой. П. любопытство.

В каком значении прил. праздный определяет сущ. борозда?

Мы еще раз убедились, что эпитет – это слово в перен. значении.

Следующее прилагательное.

«Красивый». Золотая пора - время удивительно красивое. В нём много света, не такого, как летом, иссушающего, ослепительного, а мягкого, спокойного. День как хрусталь светится на солнце.

- ?Что помогает передать свет?

Эпитет «лучезарны» вечера.

Что оно означает? Оно означает «сверкающий, пронизанный светом». «Паутины тонкий волос блестит» - тоже свет, блеск.

- ?Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает и другое слово. Какое?

«Лазурь». Лазурный - нежно-голубой. Летом воздух насыщенно - голубой, горячий. Зимой тоже ярко - голубой, обжигающий. А сейчас, в начале осени, воздух - чистая и тёплая лазурь, именно такой, какой нужен для отдыха. Что видится поэту в слове «лазурь»? (Небо)

Мы посмотрели на картину, нарисованную поэтом.

- ?А что можно услышать в этом стихотворении?

Тишину. Это очень важно - уметь слышать тишину, чтобы противопоставить шумное лето спокойной и тихой осени. Раньше «бодрый серп гулял», а сейчас «паутина висит на праздной борозде».

Поэт очень тонко подчёркивает, что тишина сейчас, осенью - это тишина после работы. Это сейчас поле отдыхающее, а борозда «праздная». А недавно здесь «серп гулял и падал колос». С помощью каких средств Тютчеву удается передать тишину в осенней природе? (Антитезы и олицетворения)

Для того чтобы определить неторопливость этих прекрасных дней, поэт использует не только лексические средства, но и фонетические и синтаксические. На следующем уроке мы продолжим работу над словом и закончим заполнение таблицы.

Всё стихотворение состоит из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, какой-то медлительности. Фразы в строке длинные, это делает чтение стихотворения неспешным, помогает передать спокойствие, несуетливость в природе.

Каждое слово имеет глубокий смысл. Тютчев не изображает каких-то неземных, удивительных красот, он изображает только то, что видел, и не однажды, всякий человек. Но в каждом его слове звучит его нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны любому из нас.)

А сейчас обобщим наблюдения, составим связное высказывание по плану. Речевые опоры помогут оформить ваши размышления. (Сам работа по таблице Проверка)

Итоги

Завершая урок, хочется вам сказать, что такой вид работы, как анализ текста стихотворения, очень сложен и нельзя его подвести под план, те речевые конструкции, с которыми вы начали работу. Дома вспомните о личности поэта Тютчева, о том, что он – восторженный певец природы, человек, чуткий, впечатлительный, любящий Россию и поэзию. Почувствуйте, как билось сердце Тютчева, когда он рождал стихи.

5. Заполнить правую часть таблицы.

* Создать черновой вариант «Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: