Факторов радиационной аварии

Лица, вовлеченные в сферу действия пора­жающих факторов ра­диационной аварии Задачи медицинских формирований по минимизации медико-санитарных последствий аварии
Работники предприятия (персонал); члены ава­рийно-спасательных бригад Первая медицинская помощь пораженным на здравпункте предприятия; первая врачебная и квалифицированная по­мощь в медицинском учреждении, обслуживающем пред­приятие; эвакуация пораженных (с соответствующим ме­дицинским сопровождением) и оказание им квалифициро­ванной и специализированной помощи в радиологическом клиническом центре
Ликвидаторы Контроль за медицинскими и возрастными противопоказа­ниями в отношении лиц, допускаемых к аварийным рабо­там; контроль за своевременным применением медикамен­тозных профилактических средств и средств индивидуаль­ной защиты, способствующих уменьшению дозовых нагру­зок за время работы; оказание необходимой и своевремен­ной медицинской помощи
Население (эвакуиро­ванные, переселенные, проживающие на загряз­ненных территориях) Организация медицинского обслуживания населения в ус­ловиях защитной меры «укрытие»; проведение йодной про­филактики больным и персоналу ЛПУ и участие в ее про­ведении среди населения; организация эвакуации ЛПУ и госпитализированных больных; организация оказания ме­дицинской помощи населению в ходе его эвакуации и на новых местах проживания; организация обследования на­селения, вовлеченного на ранних стадиях в аварийную си­туацию, с целью выявления лиц, нуждающихся в оказании медицинской помощи, организация и проведение такой по­мощи

10.2. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий радиационных аварий 261

Наиболее характерным для радиационных ситуаций, возникающих при авариях на АЭС, является сочетанное радиационное воздействие, вызванное внешним (равно­мерным или неравномерным) (3- и у-облучением и внутренним радиоактивным за­грязнением. Нерадиационные факторы всегда в той или иной степени воздействуют на организм, оказавшийся в аварийной ситуации. Они вызывают изменения функцио­нального состояния различных органов и систем, которые определяют, в конечном счете, интегральную ответную реакцию организма, проявляющуюся симптомоком-плексом того или иного заболевания. Эта реакция зависит прежде всего от характера радиационного поражения: чем меньше доза облучения, тем в большей степени в картине заболевания проявляются эффекты воздействия нерадиационных факторов.

К факторам нерадиационной природы, воздействующим на организм в зоне аварии, относятся: термическая, механическая, химическая травмы; острые или хронические пси­хоэмоциональные перегрузки; радиофобия; нарушения привычного стереотипа жизни, режима и характера питания при длительном вынужденном нахождении (проживании) на радиоактивно загрязненной местности. Нерадиационные факторы снижают устойчи­вость организма к действию радиации (синдром взаимного отягощения).

Особое значение как этиологический фактор ряда патологических состояний не­радиационные воздействия приобретают у людей, вынужденных длительное время проживать на загрязненных радиоактивными веществами (даже в пределах допусти­мых с позиции концепции порогового действия радиации уровней) территориях. Та­ким нерадиационным фактором в этих случаях является хроническое психотравми-ругощее воздействие, обусловленное утратой социальных связей, сознанием неопре­деленности последствий, экономической зависимостью. Хроническая психотравма вызывает в организме целый ряд весьма устойчивых и выраженных нарушений, пре­жде всего функционального состояния общерегуляторпых систем, обусловливающих развитие астении, вегетативной неустойчивости, нейроциркуляторной дистопии, сдвигов в иммунной системе. Эти изменения фиксируются и усиливаются при некор­ректной их оценке, особенно медицинским персоналом.

10.2.3. Основы медико-санитарного обеспечения при ликвида­ции последствий радиационных аварий

Успех ликвидации медико-санитарных последствий радиационных аварий обес­печивается:

• своевременным оповещением работников объекта и населения прилегающих
зон о радиационной опасности и необходимости принятия мер по ограниче­
нию возможного облучения;

• способностью медицинского персонала медико-санитарной части объекта и
учреждений здравоохранения района обеспечить диагностику радиационного
поражения и оказание первой врачебной помощи пострадавшим;

• своевременным (в первые часы и сутки) прибытием в зону поражения спе­
циализированных радиологических бригад гигиенического и терапевтиче­
ского профилей;

• наличием четкого плана эвакуации пораженных в специализированный ра­
диологический стационар;

• готовностью специализированного радиологического стационара к приему и
лечению пострадавших;

• готовностью системы здравоохранения (в том числе службы медицины ката­
строф) местного и территориального уровня к медико-санитарному обеспе­
чению населения.


262


Глава 10. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций


10.2. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий радиационных аварий 263


       
 
   


Основные силы и средства, способные в настоящее время решать вопросы по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий радиационных ава­рий, представлены медицинскими учреждениями и формированиями Минздрава, МВД, МПС, Минобороны, МЧС России и др.

В Минздраве России это: медицинские учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем (ФУ «Медбиоэкстрем»); Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на федеральном, регио­нальном и территориальном уровнях; Всероссийский центр медицины катастроф «За­щита» (ВЦМК «Защита»); научно-исследовательские институты и учреждения Мин­здрава России и РАМН.

Одним из основных государственных учреждений в службе медицины катаст­роф, предназначенных для предупреждения и ликвидации последствий радиацион­ных аварий, является ФУ «Медбиоэкстрем» при Минздраве России. Оно осуществля­ет медико-санитарное обеспечение работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, государственный санитарно-эпидемиологиче­ский надзор, а также медицинские мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, связанных с радиационными и другими авариями, в районах распо­ложения обслуживаемых организаций, учреждений и предприятий и проживающего там населения. Для решения этих задач создана «Специализированная служба экс­тренной медицинской помощи при радиационных, химических и других авариях», которая представлена штатными и внештатными формированиями на базе учрежде­ний ФУ «Медбиоэкстрем» федерального и территориального (объектового) уровней.

На территориальном (объектовом) уровне на базе медсанчастей стационарных радиационно опасных объектов имеются штатные (отделение скорой помощи, здрав­пункт, спецприемнос отделение, специализированное отделение, промсанлаборато-рия, биофизическая лаборатория центра Госсанэпиднадзора) и нештатные (специали­зированные бригады быстрого реагирования) формирования.

При центрах Госсанэпиднадзора территориального уровня функционируют ра­диологические лаборатории. В составе ВЦМК «Защита» имеются отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях и специализированная радиологи­ческая бригада. Их состав и оснащение позволяют в случае радиационной аварии оценить радиационную обстановку, дать прогноз ее развития и рекомендации по про­ведению защитных мероприятий, реально оказать медицинскую помощь поражен­ным. Бригада оснащена передвижной лабораторией радиационного контроля, имеет запас медикаментов на случай радиационной аварии.

Приоритетной областью деятельности специальных подразделений радиационно­го профиля ВЦМК «Защита» являются радиационные аварии, последствия которых вы­ходят за пределы зоны обеспечения предприятий, представляют угрозу здоровью и жизни населения и требуют участия территориальных органов здравоохранения.

Участие рассмотренных сил и средств в рамках ВСМК в ликвидации медико-са­нитарных последствий различных типов и классов радиационных аварий представле­но в табл. 15.

Аварии, не связанные со стационарными радиационно опасными объектами, как правило, возможны лишь локального или местного масштаба. Для ликвидации меди­ко-санитарных потерь при таких авариях необходимо участие сил и средств террито­риального центра медицины катастроф, сил и средств территориальных медицинских учреждений, а также ВЦМК «Защита».


264

Глава 10. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Организация медико-санитарного обеспечения при радиационной аварии включает:

• оказание доврачебной и первой врачебной медицинской помощи пораженным;

• квалифицированное и специализированное лечение пораженных в специали­
зированных лечебных учреждениях;

• амбулаторное наблюдение и обследование населения, находящегося в зонах
радиационного загрязнения местности.

В очаге поражения сразу же после возникновения аварии доврачебная и первая врачебная помощь пораженным оказывается медицинским персоналом аварийного объекта и прибывающими уже в первые 1-2 ч бригадами скорой медицинской помо­щи медсанчасти. Основной задачей в этом периоде является вывод (вывоз) поражен­ных из зоны аварии, проведение необходимой специальной обработки, размещение в зависимости от условий в медико-санитарной части или других помещениях и оказа­ние первой врачебной помощи.

Первый этап медицинской помощи включает медицинскую сортировку, сани­тарную обработку, первую врачебную помощь и подготовку к эвакуации. Для выпол­нения первого этапа необходим сортировочный пост, отделение санитарной обработ­ки, сортировочно-эвакуационное отделение с рабочими местами для врача-гематоло-га, терапевта-радиолога и эвакуационное отделение.

На 100 человек, оказавшихся в зоне аварии, необходимы 2-3 бригады для оказа­ния первой врачебной помощи в течение 2 часов.

Неотложные мероприятия первой врачебной помощи включают:

1. Купирование первичной реакции на облучение: внутримышечное введение
противорвотных средств - 4 мл 0,2% раствора латрана или 2 мл 2,5% раство­
ра аминазина. При тяжелой степени поражения - дезинтоксикационная тера­
пия: внутривенно плазмозаменяющие растворы.

2. При поступлении радионуклидов в желудок - промывание его 1-2 л воды с
адсорбентами (альгисорб, ферроцин, адсорбар и др.). Мероприятия по сниже­
нию резорбции и ускорению выведения радионуклидов из организма.

3. При интенсивном загрязнении кожных покровов для их дезактивации приме­
няется табельное средство «Защита» или обильное промывание кожных по­
кровов водой с мылом.

4. В случае ингаляционного поступления аэрозоля плутония - ингаляция 5 мл
10% раствора пентацина в течение 30 мин.

5. В случае ранений при загрязнении кожи радионуклидами - наложение веноз­
ного жгута, обработка раны 2% раствором питьевой соды; при наличии за­
грязнения а-излучателями - обработка раны 5% раствором пентацина, в
дальнейшем (при возможности) первичная хирургическая обработка раны с
иссечением ее краев.

6. При сердечно-сосудистой недостаточности - внутримышечно 1 мл кордиа­
мина, 1 мл 20% раствора кофеина, при гипотонии - 1 мл мезатона, при сер­
дечной недостаточности - 1 мл корглюкона или, строфантина внутривенно.

7. При появлении первичной эритемы - ранняя терапия места поражения кожи
противоожоговым препаратом диоксазоль в виде спрея. Препарат обладает
анальгезирующим, бактерицидным и противовоспалительным действием.
Его наносят на пораженные участки с расстояния 20-30 см.

8. Снижение психомоторного возбуждения при тяжелой степени поражения
проводят феназепамом или реланиумом.


10.2. Меди ко-санитарное обеспечение при ликвидации последствий радиационных аварий 265

При необходимости медицинская служба пострадавшего объекта усиливается соответствующей медицинской группой из центра медицины катастроф. Эта группа усиления организует и проводит сортировку пораженных и оказание неотложной квалифицированной медицинской помощи по жизненным показаниям. В результате сортировки выделяются группы людей, подлежащих направлению в лечебные учреж­дения с определением очередности эвакуации и остающихся на амбулаторном на­блюдении по месту проживания. Пострадавшие при катастрофе на Чернобыльской АЭС с прогнозируемым развитием у них ОЛБ были госпитализированы в специали­зированные отделения больниц Москвы и Киева.

Важным разделом медико-санитарного обеспечения ликвидации последствий аварии является организация медицинского наблюдения за людьми, вынужденными находиться различное время в зонах радиоактивного загрязнения местности. К этой категории относятся:

• призванные для ликвидации аварии на втором (промежуточном) и третьем
(восстановительном) этапах ее развития - ликвидаторы;

• население, остающееся в зонах радиоактивного загрязнения до эвакуации
или до завершения эффективной дезактивации района проживания.

Через 10 мин -2ч после облучения большинство пораженных, получивших об­лучение в дозе свыше 1 Гр, будет нуждаться в мероприятиях по купированию пер­вичной реакции ОЛБ; эти мероприятия целесообразно проводить во врачебных меди­цинских учреждениях (подразделениях).

При небольшом числе пораженных все они подлежат эвакуации в ближайшие после аварии сроки в специализированные (радиологические) лечебные учреждения для диагностики и последующего стационарного лечения.

При значительном числе поражений действует следущая схема:

• лица с ОЛБ Т степени, не имеющие клинических проявлений болезни (облу­
чение в дозе до 2 Гр), после купированных симптомов первичной реакции
могут быть оставлены на амбулаторном лечении; это же относится и к полу­
чившим легкие местные поражения (доза местного облучения до 12 Гр);

• лица, получившие облучение в дозе свыше 2 Гр, подлежат эвакуации в специализи­
рованные лечебные учреждения не позднее исхода первых суток после облучения;

• в специализированных лечебных учреждениях при большом числе поступив­
ших пораженных с крайне тяжелой и острейшей формами ОЛБ пациенты мо­
гут получать лишь симптоматическое лечение.

При организации медицинской помощи пораженным важное место занимает ор­ганизация четкого взаимодействия сил и средств, участвующих в ликвидации послед­ствий радиационной аварии.


 
 

266

Глава 10. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

10.3. Медико-санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях на транспортных и дорожно-транспортных объектах, при взрывах и пожарах

10.3.1. Характеристика транспортных и дорожно-транспортных чрезвычайных ситуаций

Транспортный травматизм стал серьезной социальной и медицинской проблемой для большинства развитых стран современного мира. Миллионы раненых и погибших, высокий процент инвалидизации, астрономические показатели материальных потерь -все это является причиной особой озабоченности мирового сообщества. На дорогах ми­ра ежегодно гибнет около 300 тыс. чел. и почти 8 млн. получают травмы.

Из всех ЧС различные транспортные и дорожно-транспортные аварии и катаст­рофы занимают ведущее место как по частоте, так и по числу пораженных и погиб­ших. По данным штаба ВСМК, в Российской Федерации среди зарегистрированных в 1997 г. антропогенных и природных ЧС, в которых пострадало 3 и более человек, на долю транспортных приходилось 68,1%. Хотя при транспортных происшествиях са­нитарные потери составили лишь 19,3%, количество погибших достигает 54,8% от их общего числа. Последнее обстоятельство указывает на значительную тяжесть повре­ждений, получаемых в этих ЧС. Из всех транспортных происшествий дорожно-транс­портные составили 94,2%, происшествия на водном транспорте - 3,9, на авиацион­ном - 1,4, на железнодорожном - 0,5%.

Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП) понимается собы­тие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Основными видами ДТП являются наезд на пешеходов, столкновение и опроки­дывание транспортных средств.

По существующей классификации погибшим считается лицо, погибшее на месте происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток. К раненым в ДТП относят лиц, получивших телесные повреждения, обусловившие их гос­питализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения,

Травматогснез (механогенсз), от которого во многом зависит характер и тяжесть повреждений, достаточно хорошо описан в литературе. Выделяют четыре основных механизма возникновения повреждений: от прямого удара транспортным средством, от общего сотрясения тела человека вследствие удара, от прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному предмету и от трения различных поверхностей тела че­ловека о части автомобиля или покрытие дороги.

Механизм возникновения повреждений, их локализация и тяжесть зависят от вида ДТП, скорости движения транспортного средства, его конструктивных особенностей.

Повреждения при ДТП могут быть самыми различными. При одном и том же виде происшествия пострадавшие получают разные повреждения, а сходные травмы наблюдаются при различных видах ДТП, но с разной частотой.


10.3. Медико-санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях

на транс портных и дорожно-транспортных объектах, при взрывах и пожарах 267

Частота различных видов повреждений у лиц, получивших травмы, закончив­шиеся выздоровлением, и у погибших в дорожно-транспортных происшествиях зна­чительно отличается (Приложение 19).

Среди пострадавших, у которых исходом травм было выздоровление, у 57% имелись ушибы, ссадины и кровоподтеки различных локализаций, у половины - пе­реломы различной локализации.

Установлено, что травмы, закончившиеся выздоровлением пострадавших, зна­чительно чаще наблюдаются при столкновении транспортных средств. В то же время дорожно-транспортные травмы, закончившиеся смертельным исходом, возникают при наездах на пешеходов (а также на велосипедистов и мотоциклистов) почти в семь раз чаще, чем при столкновении транспортных средств.

Сравнение видов повреждений указывает на то, что почти все пострадавшие, по­гибшие в ДТП, имеют ушибы, ссадины, кровоподтеки различных локализаций, боль­шинство (87%) - переломы различной локализации, а более 42% - разрывы внутрен­них органов и раны.

Повреждения отдельных анатомо-функциональных областей у пострадавших в ДТП отмечаются со следующей частотой: голова - 91,5%; шея - 2,5%; грудная клетка - 41,5%; живот - 20,6%; таз - 26,6%; верхние конечности - 22,4%; нижние конечности - 56,9%.

Таким образом, большинство повреждений, полученных при ДТП, - сочетанные черепно-мозговые травмы.

При сочетанных травмах таза повреждения черепа имеют место у 84,0%; ниж­них конечностей - у 36,0%; живота - у 32,4%; верхних конечностей - у 16,0%. При сочетанных травмах верхних конечностей повреждения головы наблюдаются у 88,1%; шеи - у 21%; грудной клетки - у 29,5%; нижних конечностей - у 51,8%, Час­тота травм живота и таза оказалась значительно большей у пешеходов - 18,3 и 25,0%, чем у других участников ДТП - 2,3 и 10,1% соответственно.

Протяженность железных дорог в России составляет 125 тыс. км. Этим видом транспорта перевозится основная масса грузов - 50% и осуществляется большинство пассажирских перевозок - 47%.

На железных дорогах в постоянном движении находится 42 тыс. грузовых и 20 тыс. пассажирских поездов, в том числе пригородных. По железным дорогам перево­зятся миллионы тонн различных химически опасных, взрывоопасных и легковоспла­меняющихся грузов, контейнеры с радиоактивными веществами. При нарушении не­обходимых требований эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспор­та возможны ЧС со значительными человеческими жертвами, огромным материаль­ным и экологическим ущербом (табл. 16).

Из числа пострадавших в железнодорожном инциденте на долю раненых прихо­дится почти 50%. Основное место в структуре санитарных потерь занимают механи­ческие травмы - до 90%. Особенностью механических повреждений при столкнове­нии и сходах подвижного состава являются преимущественно ушибленные раны, за­крытые переломы конечностей и закрытые черепно-мозговые травмы (до 50%). Наря­ду с этим более чем в 60% случаев отмечаются множественные и сочетанные травмы и случаи травм с синдромом длительного сдавления, который имеет место при невоз­можности быстрого высвобождения пораженных из деформированных конструкций вагонов и локомотивов. Эти особенности железнодорожных травм наиболее четко проявляются при крупномасштабных катастрофах.

При оказании медицинской помощи пораженным в железнодорожных катастро­фах необходимо учитывать особенности очага поражения.


268


Глава 10. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций


10.3. Медико-санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях

на транспортных и дорожно-транспортных объектах, при взрывах и пожарах


269



Таблица 16

Величина потерь при железнодорожных катастрофах

Год Место катастрофы Количество пострадавших Количество погибших
  Станция Каменская    
  Станция Арзамас-1    
  Станция Березайка-Поплавенсц    
  Близ г. Уфа    
  г. Алма-Ата    
  Станция Свердловск-сортировочная более 1000  
  Станция Литвинове»    

Врачебно-санитарныс службы на железных дорогах разработали классифика­цию ЧС по медицинским и экологическим последствиям. Согласно этой классифика­ции они подразделяются по виду подвижного состава на катастрофы с пассажирски­ми, с грузовыми и одновременно с пассажирскими и грузовыми поездами. По техни­ческим последствиям они классифицируются на крушения, аварии, особые случаи брака в работе, случаи брака в работе.

По характеру происшествия катастрофы делятся на столкновения, сходы, пожа­ры, комбинированные катастрофы (столкновение + сход, столкновение + пожар, сход + пожар, столкновение + сход + пожар).

По характеру поражений ЧС на железной дороге делят на катастрофы с механи­ческими, ожоговыми травмами, с отравлениями, радиационными поражениями, за­грязнением окружающей среды, а также с комбинированными поражениями и загряз­нением окружающей среды.

По санитарно-гигиеническим и экологическим последствиям железнодорожные катастрофы в зависимости от радиуса зоны поражения подразделяют на категории: 1С -до 50 м; НС - 51-300 м; ШС - 301-500 м; IVC - 501-1000 м; VC - более 1000 м.

В большинстве случаев эти ЧС происходят ночью или рано утром, то есть в то вре­мя, когда отмечается наивысшая степень утомления машинистов на фоне монотонности их деятельности, на длинных перегонах, где скорость движения поездов достигает своего максимума. Драматичность ЧС заключается в том, что они часто происходят в малонасе­ленных или в труднодоступных местах. В силу перечисленных выше причин информа­ция о произошедшей катастрофе поезда поступает с опозданием и нередко в искаженном виде. Например, по упомянутой причине 8 автомобилей скорой медицинской помощи прибыли в зону происшествия железнодорожной катастрофы у станции Бологое лишь через 2,5 ч. При своевременном оповещении о ЧС организацию и оказание медицинской помощи могло бы взять на себя крупное военно-медицинское учреждение, расположен­ное в 40 км от места происшествия, которое включилось в этот процесс лишь через 6 ч.

В структуре санитарных потерь по характеру поражений основное место зани­мают механические травмы (до 90%); при крушениях с возгоранием подвижного со­става - термические и комбинированные поражения (до 20-40%).

По локализации железнодорожные травмы распределяются следующим обра­зом: голова - 60%, конечности - до 35%, грудь, живот (нередко с разрывом внутрен­них органов и кровотечением) — более 20%, бедро и крупные суставы - до 10—12%; по тяжести более 50% составляют легкие травмы, более 30% - средней тяжести и до 10—12% — тяжелые и крайне тяжелые.


Особенностью механических повреждений при столкновениях и сходах с желез­нодорожного полотна подвижного состава являются преимущественно ушибленные раны мягких тканей, закрытые переломы костей и закрытые черепно-мозговые трав­мы с тяжелыми сотрясениями головного мозга (до 50% случаев). Отмечается также высокий удельный вес множественных и сочетанных травм (более 60% случаев), а также травмы с синдромом длительного сдавления при невозможности быстрого вы­свобождения пораженных из-под деформированных конструкций вагонов и локомо­тивов. При этом до 20%о от общего числа пораженных нуждаются в оказании экстрен­ной медицинской помощи.

Структуру санитарных потерь по степени тяжести поражений трудно прогнози­ровать в связи со значительной вариабельностью аварий. Вместе с тем, как показыва­ет опыт ликвидации последствий железнодорожных аварий, с большой вероятностью можно считать, что легкопораженные составят 35-40%; лица с повреждениями сред­ней и тяжелой степени - 20-25%; с крайне тяжелыми поражениями - 20% и с терми­нальными поражениями - 20%.

Как упоминалось, при катастрофах на железнодорожном транспорте могут воз­никать не только механические, но и чисто «ожоговые» травмы, а также комбиниро­ванные (механическая + термическая травма).

Ярким примером может служить железнодорожная катастрофа в Башкирии. Она произошла в июне 1989 г. в 100 км от Уфы, когда вследствие утечки газа из газопровода, проходившего вблизи от железнодорожного пути, произошел гигантской силы взрыв, в зоне которого оказались два пассажирских поезда. В итоге этой трагедии пострадало 1224 чел., из которых пораженных с легкой степенью поражения оказалось 3,0%; со сред­ней степенью - 16,4%; с тяжелой - 61,6%; с крайне тяжелой - 19,0%. Отличительной осо­бенностью катастрофы было доминирование термических поражений - 97,4%, а 95,0% пассажиров имели ожоги открытых частей тела П-Ш степени. Ожоги кожи в сочетании с ожогами дыхательных путей диагностированы у 33% пораженных. Комбинированные травмы выявлены у 10,0%, и лишь 2,6% пострадавших имели различные виды травмати­ческих повреждений без ожогов. У каждого пятого обожженного травма по обширности и глубине термических повреждений была не совместима с жизнью.

Авиационное происшествие - событие, связанное с эксплуатацией воздуш­
ного судна, происшедшее в период нахождения на его борту пассажиров или чле­
нов экипажа, повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна
и вызвавшее травмы людей или не причинившее телесных повреждений._____

Авиационные происшествия подразделяют на летные и наземные. Под летным происшествием понимают событие, связанное с выполнением экипажем полетного задания и повлекшее за собой последствия различной степени тяжести для находив­шихся на борту воздушного судна людей (травмирование или гибель) или самого воздушного судна (повреждение или разрушение).

Наземным происшествием считается авиационное происшествие, имевшее ме­сто до или после полета.

В зависимости от последствий для пассажиров, экипажа и воздушного судна летные и наземные авиационные происшествия подразделяют на поломки, аварии и катастрофы.

Поломка - авиационное происшествие, за которым не последовала гибель чле­
нов экипажа и пассажиров, приведшее к повреждению воздушного судна,
ремонт которого возможен и экономически целесообразен. ________ ^^



Глета 10. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций


10.3. Медико-санитарное обеспечение а чрезвычайных ситуациях

на транспортных и дорожно-транспортных объектах, при взрывах и пожарах




Авария - авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель членов экипажа и пассажиров, однако приведшее к полному разрушению или тя­желому повреждению воздушного судна, в результате которого восста­новление его технически невозможно и экономически нецелесообразно.

Катастрофа - авиационное происшествие, которое повлекло за собой гибель членов экипажа или пассажиров при разрушении или повреждении воз­душного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступив­шую в течение 30 сут с момента происшествия.

Мировая статистика свидетельствует, что почти 50% авиакатастроф происходят на летном поле. Например, в аэропорту г. Гаваны в 1989 г. разбился самолет ИЛ-62М, погибло 125 чел., в Свердловском аэропорту в 1990 г. разбился самолет ЯК-42, погибло 122 чел.

В остальных случаях катастрофы происходят в воздухе на различных высотах, и терпящее бедствие воздушное судно является причиной гибели не только пассажиров и экипажа, но и людей на земле. Так, в 1994 г. под Иркутском при падении самолета ТУ-154 погибло 125 чел., из них 1 местный житель, случайно оказавшийся на месте происшествия; в 1988 г. на жилые кварталы шотландского г. Локерби е высоты 10 тыс. м упал «Боииг-747» с 258 пассажирами на борту, имеете с ними погибли 15 ме­стных жителей города.

Катастрофы в гражданской авиации, кажущиеся очень частыми и драматичными по сравнению с другими транспортными происшествиями, 'характеризуются более скромными средними показателями санитарных потерь. Вместе с тем в авиационных катастрофах часто имеет место почти 100%-ная гибель экипажа и пассажиров, ис­ключения здесь редки. Обычно размеры санитарных потерь в этих случаях могут достигать 80-90% от общего числа людей, находящихся на воздушном судне.

Каждый год в среднем происходит до 60 авиакатастроф, из которых в 35 гибнут все пассажиры и экипаж. У оставшихся в живых в 40-90% могут быть механические травмы; комбинированные и сочетаииые поражения встречаются в 10 и 20% соответ­ственно, в 40-60% возможны черепно-мозговые травмы, у 10% пострадавших разви­вается шок. Повреждения тяжелой степени может иметь почти половина пассажиров и членов экипажа воздушного судна.

По данным МЧС России, в 1996 г. на воздушном транспорте произошло 40 авиа­ционных происшествий, в том числе 14 авиакатастроф, в которых погибло 232 и по­страдало 334 чел.

Исходя из приведенных сведений, можно считать, что задача оказания медицин­ской помощи массовому числу пострадавших в авиационных катастрофах не будет типичной. Наиболее часто она будет возникать в случаях наземных происшествий или после вынужденной посадки воздушного судна.

По имеющимся данным, максимальное число пострадавших в зависимости от типа воздушного судна может составить: самолеты АН-2 - 12 чел., АН-24 - 47, Як-42 - 113, ТУ-154 - 168, ИЛ-86 - 324 чел.

Статистика за 1981-1989 гг. свидетельствует, что на 100 тыс. часов полета при пассажирских перевозках аварийность в СССР составляла 0,11 случая в 1981 г. и, по­степенно уменьшаясь, 0,03 - в 1989 г. Эти показатели в США составили соответст­венно 0,06 и 0,04; по данным Международной организации гражданской авиации ИКАО (без СССР), в эти годы аварийность составила 0,14. Число жертв (экипаж +


пассажиры) на 1 млн. перевезенных за эти же годы соответственно составило: СССР - 2,34 и 0,30; США - 0,01 и 0,60; данные ИКАО (без СССР) - 0,56 и 1,00 чел.

Причинами аварийных ситуаций на воде были всегда и, вероятно, будут еще многие годы морская стихия, поломка техники и ошибочные действия человека.

К наиболее тяжелым последствиям при ЧС на водном транспорте можно отнести:

• взрывы опасных грузов, приводящие к гибели пассажиров и экипажей судов,
работников портов и пристаней;

• пожары на грузовых, пассажирских, промысловых и особенно нефтеналив­
ных судах, приводящие к тем же последствиям;

• разлив нефтепродуктов, образование крупных нефтяных пятен на акватории
моря и побережье, уничтожение пляжей, нанесение огромного экологическо­
го ущерба окружающей среде;

• огромный материальный ущерб морскому, речному и промысловому флоту.

Организация и оказание помощи терпящим бедствие судам отличаются исключитель­ной сложностью, затруднены розыск пораженных и оказание им медицинской помощи.

В результате морских катастроф ежегодно в мире погибает около 200 тыс. чел., из них 50 тыс. - непосредственно в воде после кораблекрушения, а 50 тыс. погибает на спасательных средствах в условиях, не являющихся на самом деле чрезвычайны­ми. Остальные гибнут вместе с потерпевшими бедствие судами и кораблями22.

В качестве примеров массовой гибели людей можно привести следующие ЧС на водном транспорте.

• В 1954 г. у берегов Японии затонул японский паром «Тойя мару», погибло
1172 пассажира.

• В 1986 г, при столкновении сухогруза «Петр Васев» с пассажирским лайне­
ром «Адмирал Нахимов» вблизи Новороссийска погибло 423 пассажира.

• В 1987 г. у берегов Бельгии опрокинулся и затонул британский паром «Ге­
ральд оф Фри Энтерпрайз», погибло 209 чел., пропало без вести 164, спасено
349 пассажиров,

• В 1994 г. в Балтийском море затонул паром «Эстония», вследствие чего по­
гибло более 1000 чел.

Кроме «чисто» морских происшествий, имеют место промышленно-транспортные катастрофы с массовыми санитарными и колоссальными материальными потерями.

Так, в 1917 г. в порту Галифакс (Канада) пароход «Монблан» столкнулся с паро­ходом «Имо». Вследствие этого столкновения «Монблан» взорвался, так как в его трю­мах было 200 т тринитротолуола, 2300 т пикриновой кислоты, 35 т бензола, 10 т поро­хового хлопка. В результате трагедии погибло 1963 чел., более 2000 пропало без вести, город был практически уничтожен, 25 тыс. жителей остались без крова. Это был самый мощный взрыв в истории человечества до момента создания атомной бомбы.

На рейде Бомбея в 1942 г. взорвалось английское грузовое судно «Форт-Стайкин» с 300 т тринитротолуола и 1395 т боеприпасов на борту. В результате возникших двух гигантских волн было разбито и повреждено 50 крупных судов, загорелось 12 судов, погибло 1500 и ранено более 3000 чел.; практически сметены порт и часть города.

Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Медицина катастроф и реабилитация. - М: МГФ «Знание», 1999. С. 444.


272


Глава 10. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций


10.3. Медико-санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях

па транспортных и дорожно-транспортных объектах, при взрывах и пожарах


273



Любая ЧС на воде характеризуется изолированностью людей, в том числе и по­раженных, относительной скудостью спасательных средств и сил медицинской помо­щи, возможностью возникновения паники среди терпящих бедствие людей. При этом возможными видами поражений могут быть: механические травмы, термические ожоги, острые химические отравления, переохлаждения в воде, утопления. Обычно последствия катастроф оценивают по числу погибших и количеству раненых, хотя в число пострадавших входят также люди, перенесшие тяжелую психическую травму, и люди, на которых самым неблагоприятным образом сказались экстремальные усло­вия внешней среды в ЧС (низкая или высокая температура, ветер и др.).

Несомненный научный и практический интерес представляют сравнительные данные потерь при транспортных катастрофах (табл. 17).

Таблица 17

Характеристика жертв при транспортных катастрофах

Катастрофы Среднее число пострадавших Соотношение численности погибших и раненых
Авиационные 10-100 10:1
Автомобильные до 10 1:5
На морском транспорте 10-100 ____________
Железнодорожные 10-100 1:10

Приведенные в таблице средние показатели можно использовать как ориентиро­вочные с обязательной поправкой на конкретные условия - масштаб катастрофы, ме­сто, время года, суток и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: