ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная учебная программа факультативной дисциплины «Методика воспитательной и идеологической работы в учреждениях образования» адресована студентам дневной формы получения высшего образования в БГПУ, обучающимся по специальности «Социальная педагогика. Воспитательная работа в образовательных учреждениях.
Актуальность изучения факультативной дисциплины
«Методика воспитательной и идеологической работы в учреждениях образования»
Воспитание обучающихся, создание оптимальных условий для гармоничного развития личности подрастающего поколения входит в число основных задач учреждений образования. Хотя система школьного воспитания неразрывно интегрирована с другими аспектами деятельности школы (в первую очередь с обучением), все же задачи подготовки будущих педагогов в вузе требуют формирования у них системы представлений о методах и формах организации воспитательного процесса в школе. В частности, подготовка социальных педагогов требует формирования специальных знаний о формировании идеологической культуры школьников, развития у них установки на поиск эффективных путей и средств воспитательной работы в учреждениях образования.
|
|
Поскольку формирование системы школьного воспитания тесно связано с общей структурой управления общеобразовательной школой, в программу включены некоторые элементарные положения педагогического менеджмента, рассматриваются вопросы нормативного правового, научно-методического и кадрового обеспечения идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования. Так как программа рассчитана на подготовку социальных педагогов, особый акцент в ней сделан на проблемах воспитания, связанных с организацией учреждения образования по защите прав и законных интересов обучающихся.
Освоение содержания дисциплины «Методика воспитательной и идеологической работы в учреждениях образования» направлено на развитие педагогической культуры и целостного системного понимания ценностей, содержания и особенностей идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь на современном этапе развития общества и государства.
Цели и задачи факультативной дисциплины
Основная цель изучения дисциплины «Методика воспитательной и идеологической работы в учреждениях образования» – сформировать у будущих социальных педагогов систему представлений о принципах организации, формах, методах и технологиях воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе в соответствии с задачами и особенностями организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования.
|
|
Содержание факультативной дисциплины направлено на решение следующих задач:
- формирование у студентов целостного представления об особенностях идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования;
- формирование у студентов профессиональных компетенций и готовности к организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования;
- развитие у студентов умений выявлять актуальные проблемы теории и практики воспитания; проектировать, осуществлять и анализировать воспитательную деятельность.
Требования к усвоению факультативной дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- задачи средней школы в сфере воспитания;
- основные направления идеологической и воспитательной работы;
- основные формы и методы работы в сфере общекультурного воспитания, гражданско-патриотического воспитания, нравственно-правового, экологического, трудового воспитания, воспитания деловых качеств личности;
- принципы использования информационных технологий в организации идеологической и воспитательной работы;
- формы организации совместной работы педагога, коллектива школьников, родителей и общественных организаций в реализации задач воспитания.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
- осуществлять диагностическое целеполагание в процессе идеологической и воспитательной работы в учреждении образования;
- планировать систему воспитательной работы в рамках задач заместителя директора по воспитательной работе, организатора, классного руководителя;
- организовывать и проводить основные формы воспитательной работы со школьниками (классный час, диспут, турпоход, обсуждение, собрание и др.);
- устанавливать эффективное общение с учащимися, родителями, специалистами в целях реализации задач воспитания.
Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика воспитательной и идеологической работы в учреждениях образования» рекомендуется использовать современные информационные технологии: разместить в сетевом доступе комплекс учебных и учебно-методических материалов (программа, методические указания к лабораторным занятиям, список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов, задания в тестовой форме для самоконтроля и др.).