Ø Идет усвоение моральных норм и правил взаимодействия с другими людьми
Ø Идет интенсивное формирование ценностных ориентаций
Ø По Ж.Пиаже от 5 до 12 лет представления ребенка о справедливости меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму
Коммуникативная сфера
ü У младших школьников происходят большие изменения в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинает формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка.
ü Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов.
ü Другая особенность - безоговорочное признание авторитета учителя.
ü Дети этого возраста общительны, отзывчивы, доверчивы.
ü Г.С. Салливен, занимаясь проблемой генезиса общения, отмечает, что в возрасте 10-12 лет дети находятся на изофилической стадии (потребность в общении с максимально похожим индивидом).
|
|
ü Селман говорит о том, что дошкольникам и ученикам 1-2 классов свойственен эгоцентрический характер дружбы. Затем дети начинают устанавливать более близкие отношения и характер дружбы меняется.
ü Иногда зародившаяся в детстве дружба продолжается всю жизнь, но гораздо чаще она прерывается по объективным причинам.
Я-концепция и самооценка.
Ø Я-концепция достаточно фрагментарна, еще нет четкого видения себя, своих особенностей.
Ø Когнитивный компонент Я-концепции развит еще слабо. Образ Я характеризуется стабильностью (Я - вневременное и внеситуативное) и «объективностью» (описание своих объективных характеристик).
Ø Формирование самооценки младших школьников (эмоциональный компонент Я-концепции) происходит под влиянием оценки учителя. Значимы те качества, которые связаны с успешностью учебной деятельности.
Ø Самооценка конкретна, ситуативна.
Ø В целом, самооценка носит несколько завышенный, неадекватный характер.
Общие выводы:
Младший школьный возраст является сензитивным
· для развития произвольности психических процессов;
· для формирования внутреннего плана действий;
· для рефлексии способов своего поведения;
· для формирования потребности в активной деятельности;
· для овладения учебными умениями и навыками.