Н.Н.Абрамова
В О С П И Т А Т Е Л Ь Н А Я
Р А Б О Т А
В К Л А С С Е
Рекомендовано
Учебно-методическим объединением
Министерства образования и науки РФ
по специальностям педагогического образования
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям
подготовки 050100 Естественнонаучное образование,
050400 Социально-экономическое образование, 050500 Технологическое образование, 050600 Художественное
образование, 050700 Педагогика
Ульяновск, 2012
УДК 37.018.2
ББК 74.200.58
А 16
Рецензент:
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
Ульяновского государственного педагогического университета
М.А.Петухов;
Абрамова Н.Н.
А 16 Воспитательная работа в классе. Учебное пособие. Изд. 3-е, дополн. - Ульяновск, УлГПУ, 2012. - 209 с.
ISBN 978-5-86045-309-8
В пособии раскрывается содержание и методика некоторых направлений воспитательной работы в 5 - 11 классах средней школы. Книга адресована студентам педагогических учебных заведений, начинающим педагогам-практикам, классным руководителям, слушателям системы повышения квалификации, а также руководителям учебно-воспитательных учреждений, организующим процесс воспитания.
|
|
УДК 371.04
ББК 74.200
© Абрамова Н.Н., 2012.
ISBN 978-5-86045-309-8
Предисловие
Школьная жизнь многогранна: кроме учебной деятельности на уроках и разнообразных видов внеурочных занятий по предметам она включает в себя общение учеников и учителей при проведении совместных творческих дел: ролевых игр, путешествий, дискуссий, прогулок и экскурсий, спортивных соревнований и трудовых дел. Вся эта кропотливая ежедневная работа направлена на гармоничное развитие личности, которое предполагает гармонию развития мышления, чувств и эмоций, двигательной сферы. Если этого не учитывать, то школа не сможет решать главные задачи воспитания, которые ставит перед ней современная действительность: развитие творческой личности с гуманистической направленностью, ее навыков самопознания и умения управлять собой, общения с окружающими людьми в реальной жизни.
Воспитательную работу в классе, в первую очередь, организует классный руководитель. Успешная работа классного руководителя в рамках системы учебно-воспитательной работы школы – одно из условий выполнения данных задач. Что же определяет успех его работы? Во-первых, направленность личности классного руководителя, которая включает в себя идеалы, интересы, ценностные ориентации и может стать основой его концепции. На наш взгляд, одна из наиболее совершенных концепций воспитания – диалогово-деятельностная (В.П.Бедерханова, О.С.Газман, С.Д.Поляков, С.М.Юсфин). «С точки зрения диалогово-деятельностного воспитания, первое, что строит педагог, это ситуация безопасного (!) диалога, в которой воспитанники и воспитатели могут предъявить друг другу свои цели, интересы, ценности. Затем по определенным правилам они договариваются о совместных действиях или правилах общения, в которых бы отразились на равных интересы обеих сторон. И, наконец, начинают совместно действовать» (С.Д.Поляков). Мы видим, что данная концепция опирается на субъект-субъектный (S↔S) подход к воспитанию, при котором участники воспитательного процесса видят друг в друге личностей и организуют совместную деятельность на основе сотрудничества, сотворчества, сопереживания. Если педагог сумел выйти на уровень этой концепции, то он испытывает от своей работы наибольшее удовлетворение, за него можно только порадоваться.
|
|
Успех работы классного руководителя нельзя связывать только с наличием у него направленности. Достижение положительных результатов воспитания возможно при выполнении целого ряда требований: знания своего предмета; педагогики и психологии; умения реализовать эти знания на практике или владение педагогическими технологиями; креативности классного руководителя; соблюдения определенной логики в организации воспитательной деятельности: изучение учащихся и их родителей, на основе этого совместное выдвижение целей и задач работы, определение ее содержания, выбор оптимальных методов и форм работы, их реализация и последующий анализ.
В реализации данных требований классному руководителю может помочь методическая литература. К сожалению, такой литературы недостаточно. Пособия Н.И.Болдырева, Н.Е.Щурковой о работе классного руководителя изданы достаточно давно и стали библиографической редкостью. Более современные работы по методикам и технологиям воспитания (например, «Методика воспитательной работы», Рязань, 1997; Н.Е.Щуркова и др. «Новые технологии воспитательного процесса», М., 1994) изданы небольшими тиражами. Мы надеемся, что наше пособие частично решит эту проблему и поможет классным руководителям в организации воспитательной работы в классе. Материалы пособия апробированы на занятиях по педагогике, во время педагогической практики со студентами, в работе со слушателями института повышения квалификации работников образования. Мы раскрываем некоторые направления работы классного руководителя, в которых появились изменения за последние годы и по которым было наибольшее количество вопросов у слушателей института повышения квалификации.