Прикладные аспекты налогообложения страховой компаний

Страхование может выполнять возрастающую роль в экономике России при условии: более широкого развития всех отраслей и видов страхования; совершенствования механизма управления рисками на всех его стадиях; включения в систему страховой защиты наиболее опасных и крупных рисков; обеспечения безусловных правовых и финансовых гарантий выполнения страховыми компаниями обязательств перед страхователями.

Застраховав свое имущество, субъекты хозяйственной деятельности и граждане могут сосредоточить все свое внимание на проблемах рынка и конкуренции, будучи уверенными, при этом, что имущество, средства производства и предметы труда материально защищены от любых случайностей. Именно страхование повышает инвестиционный потенциал и дает возможность увеличить состояние и богатство нации. Это важно для российской экономики.

Анализ современной отечественной налоговой системы применительно к обложению страховых организаций показывают, что в данной сфере в последние годы наблюдается активное реформирование, связанное с совершенствованием и оптимизацией, существовавших ранее правил. Начиная с 2002 года основным налогом, используемым для регулирования страховой деятельности в России, стал налог на прибыль. Объектом налогообложения является прибыль, полученная российскими страховыми компаниями, в том числе и дочерними иностранных страховщиков.

«Росгосстрах» — крупнейшая в России страховая компания, предоставляющая широкий спектр страховых услуг частным лицам и компаниям для защиты от самых разнообразных рисков.

В 2012 году Рейтинговое агентство «Эксперт РА» в очередной раз подтвердило рейтинг надежности ГК «Росгосстрах» на уровне А+ + «Исключительно высокий уровень надежности». В 2011 году «Национальное Рейтинговое Агентство» (НРА) подтвердило индивидуальный рейтинг надежности «Росгосстрах» на уровне «ААА» (максимальная надежность). Рейтинг присвоен группе компаний в составе ОАО «Росгосстрах» и ООО «Росгосстрах».

Миссия «Росгосстраха»: защита благосостояния людей путем предоставления им доступных и отвечающих их потребностям страховых услуг.

Общий объем собранной премии в 2011 году составил 1267,9 млрд. рублей (рост на 21,8% по сравнению с 2010г.) Увеличение премий по сравнению с 2010г. наблюдается во всех видах страхования.

«Россгосстрах» занимается страхованием жизни, в 2010г. этот показатель составил 22,5млрд. рублей, а в 2011году – 34,7млрд.руб,

Объем страховых взносов по договорам прямого страхования в 2011году составил 85 474 759 тыс.руб.

Начисленные страховые взносы по имущественному страхованию составили 40 836 248 тыс.руб.

Объем страховой премии по добровольному личному страхованию составил 8 132 452 тыс.руб.

Объем страховой премии по обязательному страхованию составил 33 656 086 тыс.руб., в том числе по обязательному страхованию автогражданской ответственности 33 606 308 тыс.руб.

Уровень выплат в 2011году по всем видам прямого страхования составил 47,05%.

На рынке продолжается сокращение числа действующих компаний. В Едином госреестре субъектов страхового дела на 31.12.2011 было зарегистрировано 572 страховые организации. Годом ранее на рынке работало 618 компаний, то есть общее количество страховщиков за год сократилось на 7,4%, или 46 компаний.

Итоги развития страхового рынка в 2011 году по основным сегментам:

Общий объем собранной премии в 2011 года составил 1267,9 млрд. руб. (рост на 21,8% по сравнению с 2010 годом), объем выплат - 888,4 млрд. руб. (рост на 15,6%). Увеличение премий по сравнению с 2010 годом наблюдается во всех видах страхования. Выплаты выросли во всех видах, за исключением страхования жизни, имущества и страхования предпринимательских и финансовых рисков.

Страховые компании Германии, по общему мнению, принадлежат к наиболее надежным в мире. Интересно, что первая в мире система обязательного социального страхования была создана более ста лет назад именно в Германии. В Германии же впервые в мире была введена и система коммерческого страхования. Там находится крупнейший частный страховой концерн Европы (Allianz Holding). В Мюнхене – крупнейшая в мире перестраховочная компания, а в Кельне – перестраховочная компания, занимающая третье место среди всех перестраховочных компаний мира.

В Германии “Федеральные ведомства контроля за страховыми компаниями”. Оно находится в Берлине. Это ведомство руководит государственной системой допуска страховых компаний на рынок и контроля над ними. Государство, таким образом, проверяет стиль работы страховых компаний, включая размеры взносов, которые поступают от клиентов за страхование жизни, страхование ответственности, больничное страхование и т. д.

Ежегодно соответствующие государственные учреждения проверяют общее финансовое положение страховых компаний: достаточны ли финансовые резервы, чтобы страховая компания смогла выполнить свои обязательства по выплате страховых сумм. Проверяется также, куда вложены эти резервы. Обычно страховым компаниям предписывается вкладывать резервы в недвижимость, давать ссуды под залог недвижимости, покупать облигации и т. п. В акции, – а они всегда подвержены колебаниям, – в начале 90-х годов было вложено менее 3 процентов от общей суммы взносов, полученных от застрахованных. В то же время около 5 процентов было вложено в иные виды участия в предприятиях.

Государство также следит за тем, чтобы сведения о клиентах, накопленные в банках данных страховой компании, не передавались третьим лицам. В Германии действует закон о защите личных данных. Застрахованный может быть уверен, что у его дверей не будет непрерывного потока коммивояжеров, предлагающих услуги своих компаний, как не будет и потока почтовых отправлений с рекламой.

Система социального страхованияв Германии более столе­тия покоилась на трех опорах: медицинском страховании, пенси­онном страховании и страховании от безработицы. В 1995 г. к ним добавилась четвертая опора - страхование на случай необходимо­сти ухода при болезни или по старости.

Однако в последние годы средний показатель темпов прироста немецкого страхового рынка постоянно уменьшается: 1980- 1990гг. – 6,9%, 1990- 2000гг. -6,6%, 2000-2005гг. 3,7%. Это во многом объясняется его насыщением и тем, что для привлечения новых клиентов страховщиком, приходиться разрабатывать новые и совершенствовать старые продукты, что связано с дополнительными вложениями и уменьшением прибыли.

Но есть исключение страхование жизни, которое в связи с общим старением нации имеет в ФРГ достаточно большой потенциал роста: более 30% из 82миллионого населения. ФРГ на настоящий момент- люди старше 55лет, а к 2050г. данный показатель может достигнут 40%.

Длина налогового периода зависит от суммы налога, подлежащей к уплате. Если она составляет менее 3тысяч евро- то это месяц, если более- то квартал.

На основе проведенного анализа налоговых систем ряда ведущих зарубежных стран в аспекте прямого налогообложения прибыли страховых организаций, предложим направления на совершенствование отечественного регулирования налогообложения страховой деятельности:

Во-первых, необходимым является реформирование действующей в России нормативно-правовой базы налога на прибыль, в частности, введение в главу о налоге на прибыль Налоговом кодексе РФ специального блока норм, касающихся исключительно обложения компаний, занимающихся страхованием жизни. Это может позволит сформировать прозрачный и эффективный механизм налогового регулирования данного вида страхования в России.

Во-вторых, для стимулирования притока финансового капитала в отрасль, повышения конкурентноспособности и улучшения качества страховых услуг, необходимо введение режима льготного налогообложения прибыли малых страховых организаций. В частности, одной из мер должно стать введение прогрессивной ставки, которая бы возрастала по мере увеличения оборотов страховых организаций. Также целесообразно закрепление в налоговом регулировании, по аналогии с законодательством США, возможности для малых страховых организаций получения специального налогового кредита.

В-третьих, необходимой предпосылкой укрепления отечественного страхового рынка является дальнейшее снижение эффективной налоговой ставки налога на прибыль в отношении страховых организаций. С одной стороны, применение 15% ставки налога на прибыль в 2007г. в отношении пяти крупнейших страховых организаций РФ привело бы к незначительному уменьшению платежей в бюджет. Однако уменьшение налогового бремени позволило бы добиться подъема на российском страховом рынке и увеличить конкурентноспособность отечественных страховых компаний.

Приближение механизмов государственного регулирования налогообложения прибыли страховых организаций, действующих в России, к опыту ведущих стран запада позволит отечественным налоговым и страховых регуляторам добиться значительного повышения качества страхования, прозрачности и эффективности, а также повысит их конкурентоспособность на отечественном и зарубежном рынках. Для этого необходимо осуществлять постепенный отказ от излишних резервов при сохранении необходимого минимума. Российское законодательство должно совершенствоваться с учетом последних тенденций и опыта других стран в вопросах расчета и отчисления сумм для формирования страховых резервов, а также норм, касающихся их отражения в бухгалтерской отчетности страховщиков.

2010 год стал для российской экономики годом восстановления после мирового финансово-экономического кризиса второй половины 2008 – 2009 гг. В большинстве отраслей промышленности, торговли, финансовом секторе отмечен рост совокупных показателей. По данным Росстата на 11,1% выросли денежные доходы в среднем на душу населения, а 4,3% выросли реальные располагаемые доходы населения, на 3% - расходы на конечное потребление домашних хозяйств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: