Для выполнения своих функций по обслуживанию населения торговля как отрасль хозяйства нуждается в определенной организации. Характер этой организации во многом определяется формой собственности на средства производства, производственными отношениями, общественным и государственным строем. Наличие в экономике республики различных форм собственности предполагает существование и функционирование предприятий розничной торговли нескольких форм собственности.
1. Предприятия с государственной формой собственности (государственная торговля). Государственная торговля базируется на общественной собственности и строит свою работу по принципу непосредственного подчинения торговых звеньев органам государственного аппарата. Если до недавнего времени эта форма торговли была преимущественной (на ее долю приходилось более 2/3 товарооборота), то на 01.01.2000 г. удельный вес государственной торговли в общем товарообороте республики составил всего 36,6 %. В ее подчинении на 1 января 2000 г. имелось 4492 магазинов торговой площадью 610,7 тыс. м2.
Государственная розничная торговля включает сеть предприятий местных советов, Министерства торговли республики, УРСов и ОРСов, а также розничную сеть министерств и ведомств (Минсельхозпрода, Госкомпрома, Минобороны, Минздрава, Мин-жилкомхоза, Беллегпрома и др.).
2. Предприятия с коллективной формой собственности включают розничные предприятия потребительской кооперации, арендные предприятия, акционерные общества, ассоциации, концерны, сеть общественных организаций, коллективные предприятия, кооперативы и др. В целом по республике удельный вес этой формы собственности быстро растет и в 1999 г. составлял 57,5 % в розничном товарообороте и 77 % в количестве предприятий.
3. Частные предприятия, получающие развитие в республике в соответствии с законом "О собственности в Республике Беларусь". Удельный вес их в товарообороте на 01.01.2000 г. составлял 2,8 %, в количестве предприятий — 5,5 %. В 1999 г. в республике имелось 1360 частных предприятий розничной торговли, что почти в 5 раз больше, чем в 1995 г.
Организационно-хозяйственными звеньями розничной торговли являются: торговые предприятия, организации и системы.
Торговое предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, не имеющий в своем составе других юридических лиц, который осуществляет торговую деятелвность и связанные с ней торговые услуги.
Торговое предприятие — основное звено розничной торговли, для которого характернвт три признака: экономический, организационной и правовой.
Экономический признак означает осуществление полного цикла торгово-хозяйственной деятельности, обособление имущества, полный хозяйственный расчет, наличие собственных основных и оборотных средств.
Организационный признак предусматривает, чтобы предприятие представляло собой единое целое с внутренней структурой аппарата управления в соответствии с Уставом или Положением.
Правовой признак характеризует предприятие как юридическое лицо, которое имеет счет в банке, совершает коммерческие сделки от своего имени.
Основнвш типом торгового предприятия и организации до недавнего времени на территории республики был торг. В настоящее время по решению правительства идет процесс демонополизации торгов.
Существующие торги подразделяются на республиканские (Белювелирторг) и местные (пищеторги, промторги, коопторги, пищепромторги).
Вместо торгов в республике получили развитие новые типы торговв!х предприятий: арендные предприятия, малые, совмес-тнвте предприятия, кооперативы.
Арендное предприятие образуется путем передачи во временное пользование и за определенную плату имущества государственного торгового предприятия коллективу арендаторов. Оно создается по решению Совета трудового коллектива или коллектива арендаторов и оформляется соответствующим договором аренды. Передача имущества магазина в аренду не влечет за собой передачу права собственности на него, в то время как товары и доходы являются собственностью арендатора. Последний может выкупить за счет своих доходов все имущество, взятое в аренду. В Республике Беларусь на 1 января 2000 г. насчитывалось более 700 арендных предприятий торговли.
Акционерные общества — это достаточно крупные хозяйственные формирования, образующиеся путем выпуска ценных бумаг (акций) на весь уставный фонд. В акционерных обществах капитал обезличен (кроме именных акций). Создание такого общества в розничной торговле возможно на базе крупных розничных предприятий (универмага, универсама, Дома торговли).
Преобразование государственных предприятий в акционерное общество производится следующим образом:
1) коллектив государственного предприятия принимает сог
ласованное с органами власти решение о преобразовании в акци
онерное общество;
2) разрабатывается устав АО и другие документы;
3) распространяются акции среди работников и населения;
4) проводится учредительная конференция или общее собра
ние акционеров.
В настоящее время идет активный процесс преобразования в акционерные общества предприятий как розничной, так и оптовой торговли.
Совместное предприятие (СП) представляет собой либо общество (товарищество) с ограниченной ответственностью, одним из учредителей которого является иностранный партнер, либо объединение различных предприятий для совместной деятельности.
Малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности. Основной критерий статуса малого предприятия — предельная численность работающих, которая в розничной торговле не должна превышать 15 человек. Малые предприятия могут создаваться государственными и совместными предприятиями, ассоциациями, акционерными обществами, физическими лицами.
Учредители наделяют создаваемые ими малые предприятия основными и оборотными средствами, образующими их уставный фонд.
Основными учредительными документами малого предприятия являются устав и учредительный договор. В уставе определяются вид и профиль предприятия, органы управления и контроля, порядок образования имущества, его выкупа, распределения прибыли, условия реорганизации и прекращения деятельности. Устав утверждается учредителями.
В учредительном договоре определяются все обязательства, права и ответственность сторон (учредителя и малого предприятия).
На основании этих документов малое предприятие регистрируется в исполкоме Советов народных депутатов города или района, после чего оно приобретает права юридического лица.
Кооператив представляет собой организацию граждан и предприятий, добровольно объединяющихся для ведения торговой или иной деятельности, носящей товарный характер, на основе принадлежащего ему или предоставленного в пользование имущества, самостоятельности и самофинансирования. По действующему законодательству в кооперативе должно работать не менее 3 человек. Они различаются по видам деятельности (розничной торговли, торгово-закупочной, по оказанию услуг и т.п.), степени обособленности и структуре.
Торговая организация представляет собой орган управления, объединяющий торговые единицы (нехозрасчетные магазины) и самостоятельные торговые предприятия.
К основным видам торговых организаций можно отнести торговые и торгово-производственные фирмы, акционерные общества, ассоциации розничной торговли, концерны, объединения, союзы.
Торговые и торгово-производственные фирмы создаются в республике как на базе местных торгов ("Живинка" — на базе магазинов Октябрьского, "Азарэнне" — Фрунзенского, "Фобия" — Московского райпищеторгов г. Минска и т.д.), так и самостоятельными коммерческими структурами.
Акционерные общества могут выступать как в качестве предприятий (ГУМ), так и в качестве организаций, когда в их состав входят самостоятельные торговые предприятия.
Ассоциации розничной торговли представляют добровольное объединение предприятий, организованное для решения ограниченного круга задач. Они не заменяют и не централизуют основные виды деятельности, а лишь способствуют укреплению финансовой устойчивости предприятий и формируются как самостоятельные, автономные образования, обладающие статусом юридического лица. Собственность ассоциаций является коллективной.
Основными функциями ассоциации являются:
· координация деятельности входящих предприятий;
· защита и представление интересов в суде, арбитраже и др.;
· исследование рынка;
· анализ и обобщение передового опыта;
· подготовка кадров;
· социальное развитие предприятий и т.п.
· Торговые ассоциации могут создаваться по различным признакам:
· региональному (районные, областные и республиканские);
· товарному (по товарным группам);
· межотраслевому (оптовая и розничная торговля);
· в зависимости от типа предприятий (ассоциации универмагов, универсамов);
· в зависимости от формы собственности (ассоциации арендных, коллективных, частных предприятий);
· в зависимости от размеров предприятий (ассоциации малых предприятий).
Концерн — это объединение предприятий, добровольно централизующих некоторые или все функции хозяйственного и научно-технического развития, инвестиционной, финансовой, внешнеторговой деятельности.
Предприятия-участники связаны между собой кооперационными, технологическими и другими хозяйственными связями.
Концерн характеризуется единством управления и контроля. По сравнению с ассоциацией здесь более широко централизованы функции управления и в большей степени утрачена экономическая самостоятельность.
Основными функциями концерна являются:
· финансовый контроль за деятельность входящих предприятий;
· координация коммерческой и хозяйственной деятельностью предприятий;
· проведение единой ассортиментной, закупочной и торговой политики;
· маневрирование товарными ресурсами;
· создание фондов и резервов.
К чисто торговым концернам в Республике Беларусь можно отнести Новобелицкий оптово-розничный концерн. Чаще предприятия розничной торговли относятся к концернам производственного типа. Наиболее разветвленную розничную торговую сеть (продажа тканей, обуви, одежды) имеет концерн "Беллег-пром".
Характерным признаком торговой системы, является однородность входящих в нее предприятий, действующих на определенной территории или обслуживающих определенный контингент населения,
К основным торговым системам, осуществляющим розничную торговлю в Республике Беларусь, относятся: система Министерства торговли, система потребительской кооперации, система ОРСов промышленных предприятий и транспорта, системы прочих министерств и ведомств (Минздрава, Минобороны, Минсвязи и др.).