Социально-экономические формы и организационно-хозяйственные звенья розничной торговли

Для выполнения своих функций по обслуживанию населе­ния торговля как отрасль хозяйства нуждается в определенной организации. Характер этой организации во многом определя­ется формой собственности на средства производства, производ­ственными отношениями, общественным и государственным строем. Наличие в экономике республики различных форм соб­ственности предполагает существование и функционирование предприятий розничной торговли нескольких форм собствен­ности.

1. Предприятия с государственной формой собственности (государственная торговля). Государственная торговля базиру­ется на общественной собственности и строит свою работу по принципу непосредственного подчинения торговых звеньев ор­ганам государственного аппарата. Если до недавнего времени эта форма торговли была преимущественной (на ее долю прихо­дилось более 2/3 товарооборота), то на 01.01.2000 г. удельный вес государственной торговли в общем товарообороте республи­ки составил всего 36,6 %. В ее подчинении на 1 января 2000 г. имелось 4492 магазинов торговой площадью 610,7 тыс. м2.

Государственная розничная торговля включает сеть пред­приятий местных советов, Министерства торговли республики, УРСов и ОРСов, а также розничную сеть министерств и ведомств (Минсельхозпрода, Госкомпрома, Минобороны, Минздрава, Мин-жилкомхоза, Беллегпрома и др.).

2. Предприятия с коллективной формой собственности включают розничные предприятия потребительской кооперации, арендные предприятия, акционерные общества, ассоциации, концерны, сеть общественных организаций, коллективные предприятия, кооперативы и др. В целом по республике удельный вес этой фор­мы собственности быстро растет и в 1999 г. составлял 57,5 % в розничном товарообороте и 77 % в количестве предприятий.

3. Частные предприятия, получающие развитие в республике в соответствии с законом "О собственности в Республи­ке Беларусь". Удельный вес их в товарообороте на 01.01.2000 г. составлял 2,8 %, в количестве предприятий — 5,5 %. В 1999 г. в республике имелось 1360 частных предприятий розничной торговли, что почти в 5 раз больше, чем в 1995 г.

Организационно-хозяйственными звеньями розничной тор­говли являются: торговые предприятия, организации и систе­мы.

Торговое предприятие — это самостоятельный хозяйству­ющий субъект с правами юридического лица, не имеющий в своем составе других юридических лиц, который осуществляет торговую деятелвность и связанные с ней торговые услуги.

Торговое предприятие — основное звено розничной торгов­ли, для которого характернвт три признака: экономический, ор­ганизационной и правовой.

Экономический признак означает осуществление полного цикла торгово-хозяйственной деятельности, обособление иму­щества, полный хозяйственный расчет, наличие собственных основных и оборотных средств.

Организационный признак предусматривает, чтобы предпри­ятие представляло собой единое целое с внутренней структурой аппарата управления в соответствии с Уставом или Положением.

Правовой признак характеризует предприятие как юриди­ческое лицо, которое имеет счет в банке, совершает коммерчес­кие сделки от своего имени.

Основнвш типом торгового предприятия и организации до недавнего времени на территории республики был торг. В насто­ящее время по решению правительства идет процесс демонопо­лизации торгов.

Существующие торги подразделяются на республиканские (Белювелирторг) и местные (пищеторги, промторги, коопторги, пищепромторги).

Вместо торгов в республике получили развитие новые типы торговв!х предприятий: арендные предприятия, малые, совмес-тнвте предприятия, кооперативы.

Арендное предприятие образуется путем передачи во вре­менное пользование и за определенную плату имущества госу­дарственного торгового предприятия коллективу арендаторов. Оно создается по решению Совета трудового коллектива или коллектива арендаторов и оформляется соответствующим дого­вором аренды. Передача имущества магазина в аренду не влечет за собой передачу права собственности на него, в то время как товары и доходы являются собственностью арендатора. Послед­ний может выкупить за счет своих доходов все имущество, взя­тое в аренду. В Республике Беларусь на 1 января 2000 г. насчи­тывалось более 700 арендных предприятий торговли.

Акционерные общества — это достаточно крупные хозяй­ственные формирования, образующиеся путем выпуска ценных бумаг (акций) на весь уставный фонд. В акционерных обществах капитал обезличен (кроме именных акций). Создание такого об­щества в розничной торговле возможно на базе крупных рознич­ных предприятий (универмага, универсама, Дома торговли).

Преобразование государственных предприятий в акционер­ное общество производится следующим образом:

1) коллектив государственного предприятия принимает сог­
ласованное с органами власти решение о преобразовании в акци­
онерное общество;

2) разрабатывается устав АО и другие документы;

3) распространяются акции среди работников и населения;

4) проводится учредительная конференция или общее собра­
ние акционеров.

В настоящее время идет активный процесс преобразования в акционерные общества предприятий как розничной, так и опто­вой торговли.

Совместное предприятие (СП) представляет собой либо общество (товарищество) с ограниченной ответственностью, од­ним из учредителей которого является иностранный партнер, либо объединение различных предприятий для совместной дея­тельности.

Малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности. Основной критерий статуса малого предпри­ятия — предельная численность работающих, которая в рознич­ной торговле не должна превышать 15 человек. Малые предприя­тия могут создаваться государственными и совместными пред­приятиями, ассоциациями, акционерными обществами, физичес­кими лицами.

Учредители наделяют создаваемые ими малые предприятия основными и оборотными средствами, образующими их устав­ный фонд.

Основными учредительными документами малого предприя­тия являются устав и учредительный договор. В уставе опреде­ляются вид и профиль предприятия, органы управления и кон­троля, порядок образования имущества, его выкупа, распреде­ления прибыли, условия реорганизации и прекращения дея­тельности. Устав утверждается учредителями.

В учредительном договоре определяются все обязательства, пра­ва и ответственность сторон (учредителя и малого предприятия).

На основании этих документов малое предприятие регистри­руется в исполкоме Советов народных депутатов города или рай­она, после чего оно приобретает права юридического лица.

Кооператив представляет собой организацию граждан и предприятий, добровольно объединяющихся для ведения торго­вой или иной деятельности, носящей товарный характер, на ос­нове принадлежащего ему или предоставленного в пользование имущества, самостоятельности и самофинансирования. По дей­ствующему законодательству в кооперативе должно работать не менее 3 человек. Они различаются по видам деятельности (роз­ничной торговли, торгово-закупочной, по оказанию услуг и т.п.), степени обособленности и структуре.

Торговая организация представляет собой орган управле­ния, объединяющий торговые единицы (нехозрасчетные мага­зины) и самостоятельные торговые предприятия.

К основным видам торговых организаций можно отнести торговые и торгово-производственные фирмы, акционерные об­щества, ассоциации розничной торговли, концерны, объедине­ния, союзы.

Торговые и торгово-производственные фирмы создаются в республике как на базе местных торгов ("Живинка" — на базе магазинов Октябрьского, "Азарэнне" — Фрунзенского, "Фо­бия" — Московского райпищеторгов г. Минска и т.д.), так и са­мостоятельными коммерческими структурами.

Акционерные общества могут выступать как в качестве предприятий (ГУМ), так и в качестве организаций, когда в их состав входят самостоятельные торговые предприятия.

Ассоциации розничной торговли представляют доброволь­ное объединение предприятий, организованное для решения ог­раниченного круга задач. Они не заменяют и не централизуют ос­новные виды деятельности, а лишь способствуют укреплению финансовой устойчивости предприятий и формируются как са­мостоятельные, автономные образования, обладающие статусом юридического лица. Собственность ассоциаций является коллек­тивной.

Основными функциями ассоциации являются:

· координация деятельности входящих предприятий;

· защита и представление интересов в суде, арбитраже и др.;

· исследование рынка;

· анализ и обобщение передового опыта;

· подготовка кадров;

· социальное развитие предприятий и т.п.

· Торговые ассоциации могут создаваться по различным при­знакам:

· региональному (районные, областные и республиканские);

· товарному (по товарным группам);

· межотраслевому (оптовая и розничная торговля);

· в зависимости от типа предприятий (ассоциации универма­гов, универсамов);

· в зависимости от формы собственности (ассоциации арен­дных, коллективных, частных предприятий);

· в зависимости от размеров предприятий (ассоциации малых предприятий).

Концерн — это объединение предприятий, добровольно цен­трализующих некоторые или все функции хозяйственного и науч­но-технического развития, инвестиционной, финансовой, внешне­торговой деятельности.

Предприятия-участники связаны между собой кооперацион­ными, технологическими и другими хозяйственными связями.

Концерн характеризуется единством управления и контро­ля. По сравнению с ассоциацией здесь более широко централи­зованы функции управления и в большей степени утрачена эко­номическая самостоятельность.

Основными функциями концерна являются:

· финансовый контроль за деятельность входящих предприя­тий;

· координация коммерческой и хозяйственной деятельностью предприятий;

· проведение единой ассортиментной, закупочной и торговой политики;

· маневрирование товарными ресурсами;

· создание фондов и резервов.

К чисто торговым концернам в Республике Беларусь можно отнести Новобелицкий оптово-розничный концерн. Чаще пред­приятия розничной торговли относятся к концернам производ­ственного типа. Наиболее разветвленную розничную торговую сеть (продажа тканей, обуви, одежды) имеет концерн "Беллег-пром".

Характерным признаком торговой системы, является одно­родность входящих в нее предприятий, действующих на опреде­ленной территории или обслуживающих определенный контин­гент населения,

К основным торговым системам, осуществляющим рознич­ную торговлю в Республике Беларусь, относятся: система Ми­нистерства торговли, система потребительской кооперации, сис­тема ОРСов промышленных предприятий и транспорта, систе­мы прочих министерств и ведомств (Минздрава, Минобороны, Минсвязи и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: