Опыт организации технологических процессов в магазинах за рубежом

В зарубежной практике выделено десять основных принци­пов и положений планировки торговых залов магазинов, разме­щения и выкладки товаров,

1. Удельный вес определенной группы товаров в общем това­рообороте магазина. Независимо от типа магазина на долю при­мерно 20 % наименований товаров приходится до 80 % товаро­оборота. Поэтому надо найти эти 20 % и отдать им предпочте­ние при разработке плана размещения ассортимента товаров.
Но это вовсе не означает, что они должны размещаться на луч­ших участках торгового зала. Покупатель найдет их в любом месте (молоко, мясопродукты, хлебобулочные и кондитерские изделия и т.п.).

2. Классификация товаров по особенностям спроса. В зару­бежной практике все товары могут быть подразделены на четы­ре категории:

товары повседневного массового спроса (молоко, сахар,хлеб и т.п.);

товары, предоставляющие покупателю дополнительные удобства (полуфабрикаты, выпечка, готовые блюда);

товары импульсивного спроса (доля их в супермаркетах США до 60 %);

товары, на которых специализирован магазин.

Размещение товаров в торговом зале должно соответствовать следующим принципам.

Товары повседневного спроса могут выкладываться:

сразу при входе в магазин. Установлено, что когда куплено основное, покупатели более склонны к импульсивным покупкам;

в конце первого (главного) торгового прохода с тем, чтобы привлечь покупателей к отделам у задней стенки;

по всей торговой площади через одинаковые расстояния с тем, чтобы реализация с 1 ма была равномерной.

Товары импульсивного спроса могут выкладываться:

небольшими группами рядом с товарами - повседневного спроса;

в оживленных местах (узле расчета, у входа и выхода и т.п.).

Прочие товары могут размещаться на оставшихся свободных участках.

3. Психология покупателей, определяющая выбор маршрута обхода торгового зала. Проведенные исследования позволяют утверждать, что до 90 % покупателей предпочитают обходить торговый зал по часовой стрелке. Тем не менее многие дизайне­ ры и владельцы магазинов считают более предпочтительным направление движения справа налево, так как большинство то­
варов, предназначенных для импульсивных покупок, обычно размещается с правой стороны торгового зала. Именно поэтому в типичном супермаркете США обход начинается с правого угла торгового зала против часовой стрелки.

4. Сравнительная эффективность пристенного и островного оборудования и инвентаря. Пристенное оборудование — более эффективное. Оно выше, вмещает больше товаров, в то время как островное не должно быть выше 1,2 —1,8 м. При этом по психологическим причинам покупатель предпочитает держать­
ся у высокого оборудования.

5. Группировка одинаковых товаров по вертикали. Это зна­чит, что разновидности одного товара желательно размещать од­ну над другой, на полках разных ярусов. Например, мука 2 кг —на нижней полке, 1 кг — на средней, 0,5 кг — на верхней.

6. Свободные участки и "небрежность" выкладки. Не реко­мендуется выкладывать товары плотно (кубами, пирамидами), так как "небрежно" выложенный товар покупают охотнее.

7. Умеренность в использовании тары-оборудования, так как, по мнению владельцев магазинов, она занимает много мес­та и товарооборот с 1 м2 уменьшается, ее оформление зачастую противоречит стилю торгового зала и реклама поставщика в этом случае подавляет внутримагазинную рекламу.

8. Принцип разрыва монотонности. Считается, что строгая планировка эффективна, но она снижает интерес покупателя,которому нужны контрасты. Например, рядом с товарами для умельцев размещаются корзины с искусственными цветами.

9. Продуманный выбор торгового инвентаря. Главное требо­вание здесь — универсальность, гибкость, простота изменений в планировке, т.е. магазин должен быстро, без потерь приспо­сабливаться к изменениям социальной среды, ассортимента, спроса, рынка.

10. Учет традиций покупателей и создание им максималь­ных удобств при покупке товаров.

Наиболее оптимальным примером устройства и планировки магазина может служить супермаркет, получивший наиболее широкое развитие в странах с рыночной экономикой.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: