Условия труда — это совокупность факторов, оказывающих влияние на работоспособность п здоровье человека в процессе труда.
Создание благоприятных условий труда в магазине способствует получению как экономического, так и социального эффекта.
Экономический эффект заключается в уменьшении потерь рабочего времени, повышении производительности труда, снижении издержек обращения и повышении рентабельности работы магазина.
Социальный эффект — это снижение текучести кадров, заболеваемости, улучшение настроения и работоспособности.
Условия труда в магазине определяются рядом факторов.
К санитарно-гигиеническим факторам относятся микроклимат, состояние воздушной среды, освещения, санитарно-быто-вых помещений и шума.
СНиП предусматривают конкретные расчетные показатели по этим факторам в торговом зале, подсобных и административных помещениях. Например, температура в торговом зале магазина должна быть не ниже +17— +22 °С, относительная влажность воздуха 55—75 %, наименьшая освещенность 300—400 лк при люминесцентных лампах и 100—200 лк при лампах накаливания, нормальный уровень шума до 55 дБ и т.д.
|
|
Эстетические факторы непосредственно влияют как на работника торговли, так и на покупателей (оформление магазина, его интерьер, спецодежда, функциональная музыка и т.п.).
К социально-психологическим факторам относится климат в коллективе магазина (взаимоотношения между сотрудниками и покупателями, интенсивность труда, продвижение по службе и т.д.).
К психофизиологическим факторам относятся нервно-психическое напряжение, нагрузки на опорно-двигательный аппарат, темп и ритм работы, режим труда и отдыха.
Степень влияния всех факторов трудового процесса на человека называется тяжестью физического труда.
Напряженность труда — это степень влияния умственного труда на человека.
У торговых работников имеет место и тяжесть, и напряженность труда, что приводит к утомлению: физическому, умственному и эмоциональному.
В связи с этим большое значение имеет правильное научно обоснованное установление режима труда и отдыха работников, под которым понимается порядок чередования работы и отдыха работников.
Режим работы торгового предприятия должен отвечать ряду требований:
соответствовать интенсивности покупательского потока;
обеспечивать эффективное использование рабочего времени;
обеспечивать максимальное улучшение режима труда и отдыха с учетом запросов работников.
При определении режима работы магазина учитывается:
контингент обслуживаемых покупателей;
режим работы близлежащих торговых и иных предприятий и учреждений;
|
|
обеспеченность данного района торговой сетью;
коэффициент использования рабочего времени работников магазина и др.
Во внешнем режиме работы магазина должно быть определено:
время начала и окончания работы;
продолжительность рабочего дня и обеденного перерыва;
выходные и санитарные дни.
Время работы магазина и выходные дни согласовываются с местными органами власти и указываются в лицензии на право деятельности.
Режим работы магазина может быть:
односменный;
по лу торасменный;
двухсменный;
круглосуточный.
Внутренний режим работы магазина или режим работы персонала определяется правилами внутреннего трудового распорядка и общим режимом работы магазина. В зависимости от этого в магазинах могут применяться различные графики работы персонала.
Графики выхода на работу разрабатываются исходя из годового фонда рабочего времени, как правило, на каждый месяц. Они согласовываются с профсоюзной организацией и доводятся до работника за две недели до их введения. В них указывается:
время начала и окончания работы;
время перерыва на обед и отдых;
выходные дни.
При 7-часовом рабочем дне устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем.
При 8-часовом — пятидневная неделя с двумя выходными.
Общая продолжительность рабочей недели — 40 часов.
В торговле могут использоваться различные графики работы персонала:
график одновременного выхода всех работников с одним или двумя выходными днями;
график суммированного рабочего времени применяется в тех случаях, когда невозможно установить рабочий день нормальной продолжительности, при этом продолжительность рабочего дня не должна превышать 11 ч 30 мин с предоставлением отдыха на следующий день;
ленточный (скользящий) график может устанавливаться в 1.5—2- сменных и круглосуточных магазинах с неравномерным покупательским потоком, в этом случае предусматривается выход на работу группами в разные часы работы.
Общая оценка условий и режимов труда в магазине может быть дана путем составления специальной карты состояния условий труда в магазине (табл. 7.2).
Табл. 7.2. Карта состояния условий труда в магазине
на ______________________________
Показатель | По действующим нормам | Фактически | Проектируется | ||
2 | |||||
I. Режим труда и отдыха Продолжительность рабочей недели Продолжительность рабочей смены Перерывы на обед Перерывы на отдых, мин Вид отдыха: | |||||
активный | |||||
пассивный | |||||
Производственная гимнастика: регулярность (число в смену) | |||||
продолжительность, мин время суток | |||||
II. Санитарно-гигиенические условия Температура в торговом зале, "С Влажность воздуха, % Скорость движения воздуха, м/с Запыленность воздуха, мг/м3 Уровень шума, дБ Освещение на уровне 0,8 м от пола, | |||||
лк: | |||||
естественное искусственное | |||||
III. Эстетические условия Общее оформление торговых помеще- | |||||
нии: | |||||
торгового зала подсобных и бытовых помещений Окраска в торговом зале: | |||||
потолка | |||||
пола | |||||
стен | |||||
колонн | |||||
торгового оборудования подъемников, лифтов | |||||
транспортных средств Наличие художественного оформле- | |||||
ния рекламных витрин и стендов | |||||
IV. Бытовые условия | |||||
Чистота в торговых помещениях | |||||
Обеспеченность питьевой водой | |||||
Обеспеченность водой для умывания | |||||
и умывальниками | |||||
Обеспеченность душевыми | |||||
Обеспеченность гардеробными | |||||
Наличие комнаты отдыха и приема пищи | |||||
Наличие санузлов | |||||
Наличие буфета или столовой | |||||
Наличие и состояние спецодежды и | |||||
спецобуви | |||||
Наличие настилов на каменном полу | |||||
Наличие откидных или складных | |||||
стульев на рабочих местах для крат- | |||||
ковременного отдыха работников | |||||
Общие выводы и предложения | |||||
Сравнивая фактические и нормативные показатели можно спроектировать мероприятия по улучшению условий труда в магазине.
|
|