Оптовые торговые предприятия и их классификация

Оптовая торговля осуществляется обширной сетью оптовых посредников, характеризующихся наличием двусторонних эконо­мических отношений с поставщиками и покупателями товаров.

До перехода к рыночным отношениям сеть оптовых пред­приятий подразделялась на государственную и кооперативную. В настоящее время она существенно расширилась и представле­на оптовыми посредниками различных форм собственности, ве­домственной принадлежности и функционального назначения. Изменился состав и функции оптовых предприятий, расширя­ются их права, деятельность их становится более гибкой. Они самостоятельно могут определять свою специализацию, сферу и район деятельности, функциональную направленность, степень автономности и диверсификации и т.п.

Основными типами оптовых посредников являются дис­трибьюторы, агенты, комиссионеры, брокеры, маклеры, сбыто­вые предприятия промышленных предприятий и объединений, независимые оптовые предприятия и др.

Оптовых посредников можно классифицировать по различ­ным признакам.

В зависимости от выполняемых функций и предоставля­емых услуг:

универсальные оптовые посредники (оптовики-купцы, опто-ные предприятия, дистрибьюторы) осуществляют полный циклобслуживания {покупку товара, транспортировку, хранение, комплектование, кредитование и т.п.);

специализированные оптовые посредники или оптовики с ограниченным циклом обслуживания (информационно-контак­тные, информационные, поисковые посредники, посылочная торговля, лизинг и т.д.).

Информационно-контактные оптовые посредники, напри­мер, комиссионеры, подыскивают поставщиков и покупателей и от своего имени подписывают контракт, договор. Оплата за счет того или иного партнера.

Информационные посредники, например, брокеры, облада­ют информацией о конъюнктуре рынка и способствуют реализа­ции товара поставщика, не закупая его самостоятельно.

Поисковые посредники, например, агенты промышленных предприятий, занимаются поиском покупателя товара.

В зависимости от подчиненности оптовые посредники мо­гут быть:

независимые;

формально независимые;

зависимые.

Независимые посредники осуществляют свою деятельность на основе договора купли-продажи, т.е. они закупают товар как покупатель, становясь его собственником и распоряжаясь им по своему усмотрению. К ним относится большинство оптовых предприятий, дистрибьюторов, оптовиков-купцов и т.п.).

Как правило, независимые оптовые посредники осуществля­ют полный цикл обслуживания, начиная от закупки, заканчи­вая оптовой продажей товара.

Формально независимые оптовые посредники — предприя­тия, осуществляющие сбыт продукции производителя на основе различного рода договоров (договора-поручения, договора-ко­миссии, договора-консигнации и т.п.), заключаемых с поверен­ными или торговыми агентами — предприятиями или отдель­ными лицами. Основная их функция — содействие купле-про­даже за комиссионное вознаграждение.

Зависимые посредники осуществляют сбыт продукции на ос­нове срочных и бессрочных трудовых договоров независимо от района деятельности (консигнаторы, брокеры).

Консигнатор — оптовый посредник, деятельность которого осуществляется на основе соглашения, по которому продавец поставляет товар на склад консигнатора, а последний продает товар от своего имени, но за счет продавца на основе договора консигнации.

Брокер — фирма или организация, которая занимается по­иском заинтересованных продавцов и покупателей и оказывает помощь в заключении договора. Сам брокер не принимает учас­тия в сделке, т.е. не подписывает договор и не рассчитывается за товар. Деятельность брокера в основном связана на игре со спросом и предложением товара. Брокеру платит тот, кто при­влек его.

В зависимости от товарной специализации:

оптовые предприятия с универсальным ассортиментом това­ров (оптовые базы ОРСов, потребкооперации);

оптовые предприятия, специализированные на продаже от­дельных групп товаров (одежды, обуви, бакалеи, рыбы и т.п.).

По принадлежности:

общереспубликанские, государственно-регулируемые опто­вые предприятия;

министерств, объединений, концернов, промышленных пред­приятий;

оптовые базы потребкооперации;

независимые оптовые предприятия.

По форме собственности:

государственные;

смешанные;

совместные с иностранным капиталом;

коллективные;

частные.

По месту и роли в процессе товародвижения:

оптово-сбытовые базы, создаваемые в местах сосредоточения промышленного производства;

торгово-закупочные оптовые предприятия,.которые закупа­ют товары в районах производства, у оптово-сбытовых и других баз и снабжают ими другие оптовые и розничные предприятия (распространены в потребкооперации, ОРСах);

торговые базы, основная задача которых — организация то-вароснабжения розничных торговых предприятий.

По району деятельности:

общереспубликанские;

областные;

межрайонные;

районные,

По организационной структуре оптовые торговые пред­приятия могут выступать в различных организационно-право­вых формах:

акционерные общества;

в составе ассоциаций;

в составе концернов;

оптовые рынки;

торговые дома;

в составе холдингов;

магазины-склады по оптовой торговле.

Сущность, структура управления и функции АО, ассоциа­ций, концернов рассмотрены в главе 1.

Оптовый рынок — это коммерческая хозяйственная струк­тура, организующая оптовую куплю-продажу главным образом сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров на постоянной основе и по определенным правилам,

Основные функции оптовых рынков:

концентрация потребительских товаров и бесперебойное круглогодичное обеспечение ими населения;

упрощение и удешевление процесса товародвижения;

формирование реальных рыночных цен;

получение достоверной информации о спросе и предложении товаров.

Оптовые рынки классифицируются:

по специализации (универсальные и специализированные);

по административно-территориальному признаку (регио­нальные, межрегиональные, межгосударственные);

по форме собственности (государственные, акционерные об­щества, частные и т.п.).

Высший орган управления оптовым рынком — общее собра­ние акционеров, которое избирает Совет директоров, правление и ревизионную комиссию. Совет директоров назначает гене­рального директора, который возглавляет администрацию рын­ка и несет ответственность за его организационно-хозяйствен­ную деятельность.

В республике Беларусь получили развитие оптовые рынки продовольственных товаров.

Торговый дом — это крупное оптовое предприятие, специа­лизирующееся главным образом на внешнеторговых операци­ях. В отдельных случаях торговые дома создаются для выполне­ния мелкооптовых операций. Торговые дома могут выполнять не только торгово-посреднические операции, но и заниматься производственной деятельностью, транспортировкой, упаков­кой и т.п.

На внутреннем рынке торговые дома могут выступать в ка­честве оптового посредника, приобретая товар для его дальней­шего продвижения в сфере обращения.

Особенности торговых домов по сравнению с другими посред­ническими образованиями заключаются в том, что они не толь­ко занимаются куплей-продажей, а активно проникают в сферу производства, кредитно-финансовые структуры.

Основные цели торговых домов в мировой экономике;

концентрация посреднических операций и активизация нешнеэкономической деятельности;

производство и организация сбыта товарной продукции;

объединение других посреднических структур и стимулиро­вание их сбытовой деятельности;

оперативный контроль за конъюнктурой рынка;

снижение издержек обращения.

В Республике Беларусь активную экспортно-импортную пос­редническую деятельность развивает "Торговый Дом" концерна "Белресурсы".

Холдинг представляет собой объединение, но не самих пред­приятий, а их капиталов.

В оптовой торговле холдинги могут создаваться путем объе­динения как самого имущества, так и доли в имуществе отдель­ных предприятий с целью владения большей долей акционерно­го капитала и таким образом осуществлять финансовый кон­троль за деятельностью объединения.

Оптхолдинги могут быть областными и межобластными, специализированными и универсальными.

По мере развития оптхолдинги могут преобразовываться в торгово-финансовые промышленные группы, в которые могут входить предприятия оптовой и розничной торговли, промыш­ленности, банковской и страховой сферы, транспорта и т.д.

Функции оптхолдингов:

обеспечение финансовой устойчивости предприятий;

контроль за производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью;

инвестиционная деятельность;

изучение рыночной конъюнктуры и маркетинговые исследо­вания;

организация внешнеторговой деятельности; учреждение различных акционерных обществ, выпуск ак­ций и их реализация и т.п. Органы управления:

президент оптхолдинга — осуществляет общее руководство объединением в соответствии с уставом;

правление — исполнительный орган, осуществляющий те­кущее, оперативное управление оптхолдингом;

наблюдательный совет (президент, представитель органов Мингосимущества, антимонопольных органов, акционеры и др.) является представительным органом и заключает контрак­ты с президентом и членами правления, назначает своих пред­ставителей в дочерние предприятия.

Магазины-склады по оптовой торговле типа "кэш энд кэрри" ("плати и увози") являются разновидностью оптового звена. Они могут создаваться согласно рекомендациям Министерства торговли Республики Беларусь при оптовом предприятии, на ба­зе складов бывших торгов, в качестве предприятия, его филиала или обычного подразделения, выполняющего полный цикл работ по реализации торговых, производственных или информа­ционных функций.

По форме собственности они могут быть государственными, в виде АО, ООО и др.

Особенности предприятия:

обслуживание мелких предприятий торговли, общепита, сферы обслуживания и предпринимателей;

продажа товаров мелкооптовыми партиями;

работа по методу самообслуживания;

наличный расчет через кассовый аппарат и безналичный

расчет;

продажа по цене без розничной надбавки;

самовывоз силами и средствами покупателя.

По товарной специализации магазины-склады могут быть специализированные, комплексного ассортимента, универсаль­ные, смешанные. Ассортимент реализуемых товаров определя-ется самими предприятиями с учетом особенностей рынка сбы­та, емкости складских помещений, зоны деятельности основно­го оптового звена и конкурентов и др.

Магазины-склады успешно функционируют в странах с ры­ночной экономикой и должны получить ускоренное развитие в нашей стране с развитием предпринимательства, мелкого и среднего бизнеса в торговле.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: