Силуэт и разрывы контура

Силуэт - изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном. Человек воспринимает силуэты (в качестве образов восприятия) как обособленные в пространстве и времени отдельные физические тела, которые соответствует реальным предметам действительности, благодаря таким закономерностям восприятия, как предметность, структурность и осмысленность. Это происходит потому, что психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективируя их. Например, воспринимая силуэт знакомого человека на светлом фоне, мы домысливаем, представляем его внешний вид и видим, таким образом, реального человека, а не чёрную плоскую фигуру.

Иногда силуэт предмета (или его контур, пространство внутри которого залито черным цветом) напоминает другой предмет.

Например, силуэт тела Тутанхамона является одновременно силуэтом тела ночной бабочки. Контур - линия, отделяющая часть перцептивного поля от соседней с ней части. Воспринимается как принадлежащая фигуре и придающая ей форму. Тем не менее, контур и фигура не идентичны. Один и тот же физический контур выглядит совершенно по-разному в двух разных фигурах. Контур - одна из феноменальных характеристик, различающих фигуру и фон: контуры воспринимаются принадлежащими фигуре, а не фону. Хотя каждый контур является общим для обеих возможных фигур, он как бы «прилипает» к той части поля, которая выступает в данный момент как фигура.

Коффка приводит множество примеров этого эффекта, высказывая мнение о том, что эта «односторонность» контуров является важным аспектом формообразующих процессов в восприятии.

При разрывах контура человек воспринимает предметы целостными благодаря целостности и осмысленности восприятия. Целостность восприятия - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект или пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое. Благодаря целостности восприятия происходит внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство в процессе восприятия проявляется в двух аспектах: а) объединение разных элементов в целом; б) независимости образованного целого в качестве составляющих его элементов. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

Даже в тех случаях, когда мы не воспринимаем некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно их дополняем.

Две фигуры, иллюстрирующие влияние значения на перцептивную организацию при разрывах контура

Например, изображения на рисунке, по-видимому, имеют небольшой смысл для большинства наблюдателей — просто некое скопление форм и линий. Но как только вам скажут, что рисунки изображают «Солдата с собакой, проходящих за воротами забора» и «Женщину, моющую пол», они сразу превращаются в понятную организацию. Примечательно, что после того, как эти рисунки ассоциируются с конкретными значениями (и поэтому воспримутся определенным образом), становится очень трудно реконструировать их и воспринять как что-то другое. Очевидно, мы накладываем организацию на сенсорные данные, осмысливая их, и это является результатом научения, а неврожденной перцептивной организации. Формирование образа предмета обязательно опирается на имеющиеся у человека знания и практический опыт. В этом и убеждает восприятие изображений с незавершенными контурами. По незаконченному рисунку (А) можно узнать солдата с собакой, но лишь в том случае, если человек имеет представление об их внешнем виде. Чтобы вызвать эти представления у взрослого, достаточно дать название картине. Ребенку 3-5 лет восприятие данного рисунка затруднено: он будет видеть отдельные пятна, штрихи и линии, но не заметит целого, а именно солдата с собакой.

Восприятие человека настолько стремится к целостности, что объединяет в предметы даже просто рядом расположенные линии:
Чем ближе (при прочих равных условиях) объекты друг к другу в зрительном поле (А), тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы. Пары линий на рисунке по этой причине легко организуются так, что две соседние воспринимаются как целое, при этом почти невозможно воспринять как целое линии, разделенные большим промежутком, т. е. разрушить единицы, основанные на факторе пространственной близости. Кстати, здесь имеет место не просто пространственная близость, но близость процессов одинакового качества. Чем в большей степени элементы зрительного поля образуют замкнутые целые (Б), тем с большей готовностью они будут организовываться в отдельные образы. Это простое логическое развитие принципа продолжения. Ломаные линии продолжены до соединения друг с другом и образования форм квадратов; такие замкнутые контуры облазают сильным приоритетом в зрительной организации. К настоящему времени физиологическая точка зрения может мало внести в наше понимание описанных законов группировки. Верно, конечно, что формирование контура есть необходимое предшествующее условие всех типов перцептивной организации, и статистические механизмы, безусловно, имеют к ней отношение. С другой стороны, точка зрения гештальтпсихологии предлагает объяснение почта всех фактов, что неудивительно, поскольку гештальттеория развивалась преимущественно в рамках экспериментальных исследований восприятия. Сходство и близость в перцептивной организации являются прямым выражением факторов, влияющих на величину связывающих сил. Продолжение контуров и замкнутость могут рассматриваться как выражение закона прегнантности. Роль смысла как организующей силы не затрагивается классической гештальттеорией, которая делает большой акцент на врожденном характере перцептивных процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: