Формирование парламента в Российской Федерации

Сегодняшний российский парламентаризм это одна из разновидностей парламентаризма в мире, которая создалась в российских условиях.

О парламенте следует говорить лишь тогда, отмечает С.А. Авакьян, когда есть в совокупности такие признаки: наличие коллегиального представительного учреждения; характер парламентариев как народных представителей, их постоянная и оплачиваемая работа в данном качестве, социальный статус; определенные задачи и полномочия, круг дел парламента, формы, методы и стиль его работ [33. С.3].

В первую очередь, у парламента есть набор функций, неотъемлемых для этого органа: представительство народа; законодательствование; участие в верховном руководстве делами государства (особенно влияние на формирование и осуществление внутренней и внешней политики страны, утверждение государственного бюджета, рассмотрение состояния и проблем различных сфер государственной жизни, их оценка, внесение предложений и рекомендаций); формирование или участие в формировании ряда государственных органов; осуществление в пределах своих полномочий функции парламентского контроля в области государственного строительства, деятельности других органов, исполнения бюджета и т.д.; возможность в определенных рамках и формах выполнять задачи объединения, содействия и организационно-методической помощи в отношении нижестоящих представительных органов, разумеется, не покушаясь на их самостоятельность.

Своим Указом от 21 сентября 1993 года № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить единый согласованный проект Конституции Российской Федерации.

Эти Указом предписывалось «прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации» и вводилось в действие Положение о выборах депутатов Государственной Думы. В соответствии с этим Положением предлагалось провести выборы в Государственную Думу - нижнюю палату Федерального Собрания Российской Федерации.

В развитии представительной и законодательной власти в РФ наступал новый этап.

Референдум по проекту Конституции состоялся в декабре 1993 года. 12 декабря 1993 года проект получил одобрение.

Конституция характеризует:

Российскую Федерацию как демократическое государство, единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ. Среди главных форм прямой демократии Конституция называет выборы и референдум. Главой государства является Президент. Исполнительная власть - Правительство, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Судебная власть - Конституционный суд, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ.

Представительная и законодательная власть - Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т. е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли всего многонационального народа России возлагается на народное представительство. С одной стороны Федеральное Собрание формируется путём участия граждан Российской Федерации во всеобщих выборах и прежде всего депутатов Государственной Думы. С другой стороны Федеральное Собрание выступает представителем субъекта Российской Федерации, так как формируется Совет Федерации из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации. Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган. Законодательно регулируя жизнь страны, Федеральное Собрание является единственным органом, который принимает Федеральные законы и Федеральные Конституционные законы.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации все субъекты Российской Федерации. Заседание палат проводится раздельно. В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению. Палаты могут собираться совместно, лишь для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, Посланий Конституционного суда и выступлений руководителей иностранных государств. Различная компетенция для каждой из палат, обеспечивает самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания. Федеральное Собрание один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации и самостоятелен по отношению к другим. Законотворческая независимость Федерального Собрания не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как президентское вето, референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента, чрезвычайное и военное положение, которое приостанавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, требование Конституции о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ.

Референдум по вопросу Конституции совпал по времени с выборами в Федеральное собрание. Первая государственная Дума избиралась сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).

Срок полномочий остальных созывов Государственной Думы -- четыре года. Из-за внесения поправок в Конституцию 2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на пять лет.

Выборы в Государственную Думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 годах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: