Введение. Российский парламентаризм

Российский парламентаризм

Учебно-методическое пособие
для студентов, обучающихся по специальности
030501 «Юриспруденция»,

государственно-правовая специализация (профиль)

Кострома

КГТУ


УДК 342.53

Российский парламентаризм: учеб.-метод. пособие / Плюснина О.В., Ковяшова И.Н. – Кострома: Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2012. – 37 с.

Пособие содержит материалы по темам дисциплины «Российский парламентаризм», изучаемой студентами государственно-правовой специализации. Включает в себя краткое описание разделов курса (программу дисциплины), списки нормативных правовых актов и литературы, а также задания к семинарским занятиям. Предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция».

Рецензент: Е.П. Гаранова, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического института КГТУ, кандидат юридических наук.

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом КГТУ.

ãКостромской государственный технологический университет, 2012

ВВЕДЕНИЕ

Данный учебный курс нацелен на усвоение студентами специальности «Юриспруденция» системы знаний о парламенте и парламентаризме, представительных органах власти федерального, регионального и местного уровня в Российской Федерации, правовых основах их организации и деятельности, правовых основах статуса федеральных, региональных и местных депутатов.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

· изучение студентами теории парламентаризма, парламентской деятельности, парламентского права;

· изучение студентами истории становления парламентаризма в России;

· усвоение студентами ценностных оснований и особенностей правового регулирования парламентской деятельности, статуса, организации и порядка деятельности представительных органов на федеральном, региональном и местном уровне;

· получение студентами представлений о проблемах правового регулирования парламентской деятельности, включая законодательный процесс;

· получение студентами практических навыков законотворческой деятельности;

· знакомство студентов с деятельностью представительных органов власти.

Основными формами обучения являются лекции, семинары, практические и самостоятельные занятия, деловые игры, коллоквиумы, мастер-классы политиков и депутатов представительных органов, подготовка научных и выпускных квалификационных работ.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Курс «Российский парламентаризм» играет важную роль в профессиональной подготовке выпускника, выступает необходимым основанием его государственно-правовой специализации. Освоение данного курса формирует правосознание и профессиональные навыки специалиста в области государственного права, парламентской деятельности, публичной политики.

Практическая значимость курса «Российский парламентаризм» обеспечивается особым вниманием в нем раскрытию содержания и особенностей федерального и регионального законодательного процесса, правилам законотворческой работы, вопросам парламентской экспертной деятельности.

По результатам освоения дисциплины студент должен:

1) знать:

· о современном состоянии российского парламентаризма, тенденциях его развития;

· о структуре и функции парламента;

· об изменениях в законодательстве о порядке формирования палат парламента;

· о парламентских процедурах;

· о роли и влиянии партийно-политических структур в парламенте и в исполнительной власти

· о конституционно-правовых основах правотворчества;

· о понятии и компонентах правотворческой технологии (техника, тактика, стратегия);

· о понятии, структуре и об основных средствах юридической техники;

· о порядке подготовки и принятии федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов исполнительной власти, муниципальных правовых актов;

· о методологии и методике юридического толкования;

2) уметь:

· проводить анализ института парламентаризма и его особенностей;

· анализировать достоинства и недостатки существующей системы формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации;

· описывать теоретические основы правотворчества, его отличие от иных видов юридической практики;

· использовать основные приемы и средства юридической техники;

· применять правила планирования правотворческой работы;

· анализировать и использовать языковые средства при подготовке проектов правовых актов;

· распознавать юридические ошибки в правотворчестве и находить пути их устранения;

3) владеть навыками:

· исследования основных актов Федерального собрания РФ;

· подготовки проектов федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов исполнительной власти, муниципальных правовых актов;

· юридической экспертизы проектов правовых актов;

· антикоррупционной экспертизы правовых актов, проектов правовых актов;

· планирования правотворческой работы;

· профессиональной интерпретации правовых норм, уяснения и разъяснения их содержании.

Следует поощрять активное использование студентами информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», уделяя внимание проверке достоверности той или иной информации. Предпочтение следует отдавать официальным сайтам органов власти (прежде всего официальным сайтам федеральных, региональных и местных представительных органов: http://www.pravo.gov.ru, http://www.duma.gov.ru, http://www.kosoblduma.ru, http://www.duma-kostroma.ru), а также ресурсам, существующим достаточно длительное время.

С учетом практической направленности курса и его фиксации на письменных объектах (документах) использование мультимедийных презентаций, обеспечивающих наглядное представление материала, становится настоятельной необходимостью.

Огромную помощь в работе с нормативным материалом, а также в решении практических заданий окажет использование современных справочных правовых систем, таких как «КонсультантПлюс», «Гарант», «Референт, «Кодекс».

Программой также предполагается использование режима:

· деловых игр, с целью моделирования правовых ситуаций;

· коллоквиумов, для проверки текущих знаний;

· анализ научных статей, законодательства, направленный на формирование навыков профессионального анализа документов;

· анализ домашних работ по заданной тематике;

· написание эссе по темам для самостоятельного изучения;

· проведения «круглых столов» совместно с представителями законодательной власти,

· выездные семинары в Костромскую областную Думу и Думу города Костромы для закрепления знаний, полученных в рамках лекционных заданий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: