В своем индивидуальном развитии, а также в партнерской ситуации человек проходит постоянно три стадии межличностных отношений: привязанность, различение и отделение.
Даже если формы проявления привязанности очень похожи на типичный способ поведения человека в раннем детстве, то привязанность никак нельзя назвать инфантильным поведением или «рисовкой». В любом возрасте и в любой социальной ситуации привязанность играет свою роль, хотя и изменяет формы проявления в зависимости от ролевых и возрастных ожиданий. Даже человеку преклонного возраста на смертном одре нужна привязанность.
Привязанность - это не только постоянное повторение детской зависимости; в каждой особой ситуации она проявляется по-разному, но, конечно, то, что запечатлелось в детстве, может оставаться и в поздних проявлениях привязанности. Привязанность в партнерстве может приобретать характер какого-либо доминирующего признака.
Привязанность в партнерстве - чувствовать себя беспомощным, рассчитывать на внимание партнера, надеяться на любовь и защищенность, ожидать от партнера, что у него найдется время для меня, что он принимает меня, готов выслушивать меня, что он проявляет терпение по отношению ко мне и предоставляет мне время измениться к лучшему, доверяет мне и со своей стороны ведет себя так, что внушает доверие и т.п.
|
|
Различение - это основная функция, которая тесно связана с актуальными способностями. Только благодаря различению человек учится согласовывать свои естественные потребности с требованиями социального окружения.
Иными словами: мы можем чему-либо научиться, только научившись различать.
Родители приучают ребенка, чтобы он знал: когда время для еды, когда нужно ложиться спать, что нужно мыть руки перед едой, здороваться, учить старательно уроки, как обходиться с деньгами, когда и как задавать вопросы и правильно их формулировать, где границы между вымыслом и действительностью и каким интересам и формам социальных отношений, в том числе и их эмоциональности, следует уделять внимание.
Та же структура отношений, очерченная еще в раннем детстве, сохраняется и в межличностных отношениях, в отношениях с партнером и в субъективных ожиданиях на протяжении всей жизни.
Различение отнюдь не означает того, что человек некритически поглощает всю обрушивающуюся на него информацию, все правила добропорядочного поведения и массу научных сведений. Речь идет скорее о том, чтобы отбирать нужную информацию, проверять, обмениваться мыслями по этому поводу и таким образом устанавливать социальные связи (способность учиться и учить).
|
|
Различение в партнерстве: чтобы научиться различать, необходимо разъяснение. Почему это так, а не иначе, как это функционирует, и чего можно этим достигнуть. Учись различать сущность и свойства: если человек делает что-нибудь неправильно, то он не является поэтому плохим, просто он не оправдал определенных ожиданий или нарушил какие-нибудь правила. Разъясни ему, в чем особенность ситуации и о каких актуальных способностях идет речь. Он скорее сможет изменить отдельные актуальные способности, чем самого себя. Даже если дело дошло до болезненных нарушений и конфликтов, различение может помочь: нарушения и конфликты по своей сути не являются только чем-то негативным, они могут иметь и позитивные последствия, например, беседу партнеров.
Каждое наше действие, каждый поступок, каждая актуальная способность, которую мы развиваем в себе, помогают нам развить свою самостоятельность, которая делает нас способными на отделение. Отделение означает, что человек самостоятельно вступает в отношения с другими людьми, что он расстается с одним партнером и находит интерес в другом или возвращается к прежнему партнеру, но уже по-иному. Способность к отделению в этих случаях равносильна личной свободе.
Если мы вежливо и честно сказали о чем-то своему партнеру, причем достаточно убедительно, то ему нужно время, чтобы принять решение. Нельзя отнимать у него это право решать самостоятельно. Он решит сам, если не сегодня, то завтра или, может быть, в далеком будущем. Не всякий способен к отделению в определенное время: одному нужно больше привязанности, другому больше различения (неповторимость личности).
Отделение в партнерстве: если человек отделяется от партнера или от группы, то это не обязательно связано с прекращением отношений, а означает перестройку, переоценку и новое развитие отношений. Если кто-либо отделяется, то ему нужно не только согласие близкого лица на это отделение, но и его соответствующая новым отношениям привязанность и способность к различению.