Вопрос спасения

Ответ: Христианской Церкви часто приписывают учения, которых Она не исповедует. Все ли спасутся или нет? Прежде всего, необходимо сказать, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Не какой-то избранный народ, или группа людей объединенных по любым признакам, а все! Если человек никогда не знал Иисуса Христа, никогда не имел возможности познакомится со Священным Писанием, будет ли он гореть в аду? В Новом Завете есть ответ на этот вопрос: «Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа» (Рим.2:11-16). Как видим, язычники будут судиться не по Евангелию, а по закону совести, написанному в их сердцах. Спасение невозможно для тех, кто, слыша Евангельскую весть, отверг ее. Сознательное богоборчество есть хула на Духа Святого: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:31-32). Что значат эти слова? Блаженный Феофилакт Архиепископ Болгарский так толкует этот евангельский стих: «…кто хулит Сына Человеческого, видя Его живущего по-человечески, и называет Его другом блудников, сластолюбцем и винопийцею за то, что Христос так поступал, — такой человек, если и не покается, не даст в том ответа, получит прощение, потому что под покровом плоти не предполагал в Нем Бога. Но кто хулит Святого Духа, то есть духовные дела Христовы, и называет их бесовскими, тот, если не покается, не будет прощен, поскольку не имел никакой благовидной причины к хуле…» [126]. Христиане не утверждают, что все, кто не принадлежит к Православной Церкви, обязательно погибнут. Мы предаем этот вопрос милости Божьей, так как нам не известен суд Божий: «Внешних…судит Бог» (1Кор.5:13), но конец света не наступит раньше, чем Евангелие не будет проповедано до всех концов земли (Мф.24:14). Мы утверждаем, что нет спасения для тех, кто занимается сознательным богоотвержением и, что нет спасения вне Христа.

Как мы помним, у Бога «все живы» (Лк.20:38), по мнению некоторых богословов, в частности епископа Иллариона (Алфеева), если человек не мог слышать Евангелие при жизни, он может Его услышать после смерти. Епископ Илларион (Алфеев) пишет: «Церковь твердо верует, что вне Христа, вне Крещения и Церкви спасение невозможно. Однако не все, кто на земле не знал Христа, лишаются всякой возможности избавления от ада, так как и в аду слышна проповедь Евангелия. Создавая человека свободным, Бог взял на Себя ответственность за его спасение, и это спасение уже совершено Христом. Тот, кто сознательно отвергает Христа и Его проповедь, делает выбор в пользу диавола и сам является виновником собственного осуждения: «Не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3:18). Но как может быть осужден тот, кто вообще не слышал Евангелия? «Предположите, - говорит Климент Александрийский, - что умершим до пришествия Господня Евангелие не было проповедано: тогда выйдет, что как спасение их, так и осуждение суть дело вопиющей несправедливости». Точно так же и умершим после пришествия Христа, которым не было проповедано Евангелие, не может вмениться ни вера, ни неверие. Поэтому Христос и благовествует во аде, чтобы каждый созданный Им человек мог сделать выбор в пользу добра или зла и в соответствии с этим выбором или спастись, или быть осужденным» [127].

§2. Слепа ли христианская вера?

Ответ: Христиан постоянно обвиняют в «слепой вере». При этом оппоненты христиан не утруждают себя знакомством с тем, что сами христиане понимают под верой. Прежде всего определимся в терминах. «Слепая вера, - писал св. Феофан Затворник, - есть та, которая не знает, во что должно веровать, или если знает, то не полно, кое-как; равно не знает и того, почему должно веровать, и не заботится узнать ни того, ни другого» [128]. «Слепой вере противоположна вера видящая. Какая же это? – Вера видящая есть та, которая ясно видит, во что верует и почему верует. Ясное видение во что верует обнимает все содержание веры» [129].

В Новом Завете есть прекрасные слова о вере: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр.11:1). Что же такое вера? Это чувство, интеллектуальное знание, а, быть может, вера - это атрибут воли? Как видно из библейского определения, вера - «есть осуществление ожидаемого». К чему стремится христианин, чего он ожидает? В чем цель его жизни? Цель любой религии - общение с Божеством, постижение Его, соприкосновение с Ним. Преподобный Серафим Саровский определил: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего» [130]. В.Н.Лосский выразил ту же мысль следующим образом: «…в состоянии обожения мы по благодати, то есть посредством Божественных энергий, обладаем всем тем, чем обладает Бог по своей природе, кроме тождества с Его природой. Становясь богами по благодати, мы остаемся тварными, так же как Христос, став человеком по воплощению, оставался Богом» [131]. Это есть конечная цель реализации духовной жизни христианина, вершина веры.

Православие родилось из опыта Богообщения, из практики литургической жизни, из молитвы. Первые христиане еще не имели Нового Завета, еще не были сформулированы точные догматические формулировки православного вероучения, но уже тогда существовала литургия, уже тогда в молитве христианин беседовал с Богом. Церковь - это Богочеловеческий организм и вера не является ни актом интеллектуального знания, ни неким набором чувств, ни атрибутом воли; вера, скорее, - состояние внутренней сопричастности Божеству, которое для людей извне может казаться чувствами, знанием, атрибутом воли, но это все равно будет вторичным. Верой живут, ее нельзя изучить, читая книги, вера - дар Божий, она рождается внутри человека. Знание Бога в Православии носит не умозрительный, а опытный характер. Христианин «уверен в невидимом», потому что соприкасается с ним в опыте своей духовной жизни. В вере «свидетельствованы древние»,потому что Бог говорил и с ними. Вера есть «познание», но это не есть чисто интеллектуальное познание, это внутреннее состояние сопричастности Богу, сопереживание единства с Ним. Вера - это и знание, и чувства и доверие, она все это вмещает, и все это превосходит.

Что же такое «слепая вера»? Это убеждение внешних для Церкви людей в том, что христиане считают истинными догматы Церкви, «слепо» доверяя Ее авторитету, не проверяя истинность Ее утверждений на опыте. Как выше мы уже убедились, такое утверждение ложно. Да, новоначальный христианин прибегает к авторитету Церкви и святых отцов. Но когда школьник изучает любой предмет, он тоже прибегает к «слепой вере» в то, что учитель говорит ему правду. Однако рано или поздно школьник вырастает, и никто не мешает ему проверить, насколько утверждения учителя были истинны. Так и в Церкви, есть новоначальные, есть уже идущие по пути святости, и есть святые, такие, как например, преподобный Серафим Саровский. Почему христианин не может прибегать в сложных для его понимания вопросах к тем, кто его духовно превосходит и является для него примером для духовного подражания? Обвинения христиан в «слепой вере» мы можем считать не выдерживающими критики и не соответствущими действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: