Заключение. Современное общество пропитано идеями чуждыми Православию

Современное общество пропитано идеями чуждыми Православию. Много невежества и откровенного непонимания христианских догматов. Различные оккультные организации и секты распространяют о Церкви откровенную ложь, фальсифицируя Ее историю и приписывая христианам самые нелепые учения, которых у них нет. Активно ведется работа по созданию чуждого Православной Церкви эзотерического «предания», с помощью которого толкуется Священное Писание. Поэтому апологетическим вопросам Церковь должна уделять самое серьезное внимание. От правильно поставленной апологетической деятельности может зависеть спасение многих людей. Большинство нападок на Церковь возникают не столько по причине злой воли представителей «нетрадиционной духовности», сколько из-за их откровенного невежества, как в вопросах церковной истории, так и в вопросах богословия Церкви. Это необходимо учитывать в практической апологетике, и в соответствии с этой реальностью строить свою работу. У многих «представителей нетрадиционных религий» существует предубежденное отношение к Церкви, которое можно преодолеть только духом любви и терпением. Необходимо относиться с уважением к желанию людей стать лучше, найти Бога. Сами эти желания прекрасны, необходимо помочь ищущим найти то, что они ищут, найти Бога. Для практической апологетики важно не только то, что апологет говорит, но и то, как он себя ведет, даже внешний вид имеет значение. Общаясь с заблудшим, проявляйте к нему искреннее внимание, не поленитесь познакомится с тем учением, сторонником которого он является, не говоря уже о том, что нельзя заниматься апологетикой, самому не зная истории и богословия Православной Церкви.

Невозможно рассмотреть все вопросы, которые могут возникнуть при общении с последователем «нетрадиционной духовности», и данная работа тоже охватывает только их часть. Но мы надеемся, что она поможет Вам в нелегком, но очень полезном и нужном апологетическом служении.


[1] Философский словарь. Под редакцией И.Т.Фролова. М., Республика. 2001. С.165.

[2] Новоселов М.А Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве. М., Лепта. 2003. С.31.

[3]Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., СЭИ, 1991. С.19.

[4] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), Архимандрит Исайя (Белов).

Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С.18.

[5] Св. Антоний Великий. Добротолюбие.Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С.45.

[6] А.И.Осипов. Путь разума в поисках истины. М., Изд. Сретенского монастыря. 2002. С.240-241.

[7] Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.568.

[8] Бобринский А. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго веков о Господе нашем Иисусе Христе и христианах. Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2002.

[9] Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.703.

[10] Краткий путеводитель по мировым религиям. Под общей редакцией Дина Халверзона. СПб., Шандал, 2000. С.272.

[11] Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.524.

[12] Краткий путеводитель по мировым религиям. Под общей редакцией Дина Халверзона. СПб., Шандал, 2000. С.115.

[13] Там же. С.268.

[14] Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004., С.568.

[15] Свами Вивекананда. Практическая веданта. М., Ладомир. 1993. С.368.

[16] Свами Вивекананда. Философия Йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С.365.

[17] Письма Махатм. Чаша Востока. Рига-Москва-Минск. Лигатма. 1995. С.184.

[18] Письма Махатм. Самара, 1993. С. 222. Письмо 57.

[19] Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. Оккультизм и йога, М., Сфера. 1996. Т.2. С.251.

[20] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), Архимандрит Исайя (Белов). Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С.33.

[21] Архиепископ Пражский Митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей. Путеводитель по Библии. Изд. Св.Кирилла и Мефодия. М., 2001. С.8.

[22] Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.834.

[23] Там же. С.215.

[24] Там же. С.216.

[25] Там же. С.629.

[26]Там же. С.782.

[27] Там же. С.783.

[28] Алексеев Г. Истинность религии. М., 1997. С.10.

[29] Гайслер Норманн Л.. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.782.

[30] Там же. С.790.

[31] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), Архимандрит Исайя (Белов). Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С.31.

[32] Архиепископ Пражский Митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей. Путеводитель по Библии. Изд. св. Кирилла и Мефодия. М., 2001. С.16-17.

[33] О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Изд. Московской Патриархии. 1991. С.50.

[34] Ключ к пониманию Священного Писания. Брюссель. Жизнь с Богом. С.484.

[35] Там же. С.486.

[36] Диакон Джон Уайтфорд. Только одно Писание. Нижний Новгород. Изд. Братства во имя святого князя Александра Невского. 2000. С.18.

[37] Там же. С.40.

[38] Там же. С.42.

[39] Рон Роудз. Эзотерика и толкование Библии. С-083. Центр Апологетических Исследований. С.4., http://www.ApolResearch.org

[40] Священник Олег Стеняев. Диспут со «Свидетелями Иеговы». Душепопечительский Православный Центр святого праведного Иоанна Кронштадского. М., 2003. С.23.

[41] Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология словарь-справочник. Минск, ООО Хэлтон. 1998. С.101.

[42] Там же. С.101.

[43] Краткий путеводитель по мировым религиям. Под общей редакцией Дина Халверзона. СПб., Шандал, 2000. С.269.

[44] Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Изд. Сретенского монастыря. М., 2002. С.258.

[45] См.: Св. Антоний Великий. Добротолюбие. Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.

[46] Св. Григорий Синаит. Добротолюбие. Т.5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С.224.

[47] Св. Григорий Синаит. Добротолюбие. Т.5.,. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С.233.

[48] О сновидениях. Издательство Московской Патриархии «Благо».1998. С.4.

[49]Святитель Афанасий Великий. Творение в четырех томах. М., Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. С. 477-479.

[50]Лосский В.Н. Догматическое богословие. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., СЭИ, 1991. С.256.

[51] Прот. Георгий Флоровский. (По св. Афанасию Великому). Восточные отцы IV в. – VIII вв. М., 1998. С.34.

[52] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), Архимандрит Исайя (Белов). Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С.121.

[53] Лосский В.Н. Догматическое богословие. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., СЭИ, 1991. С.209.

[54] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., СЭИ, 1991. С.122.

[55] Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.932.

[56] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), Архимандрит Исайя (Белов). Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С.124.

[57] См.: Поснов М.Э. История Христианской Церкви. Брюссель. Жизнь с Богом. 1964. С.333.

[58] Преп. Иоанн Дамаскин. О ста ересях. / Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., Индрик, 2002. С.167.

[59] Лосский В.Н. Догматическое богословие. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.,1991. С. 210.

[60] Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Часть I и II. М., ПСТБИ, 1997. С.111.

[61] Рон Роудс. Христос движения Новой Эры. С-045. Центр Апологетических Исследований. http://www.ApolResearch.org

[62]Блаватская Е.П. Эзотерический характер Евангелий. http://www.theosophy.ru/lib/esoevang.htm

[63] Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Paderborn: Christliche Verlagsbuchhandlandlung. С.389.

[64]Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея. Книга 1. М., Лепта., 2004. С.10.

[65] Св. Антоний Великий. Добротолюбие.Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С.90.

[66] Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология. Словарь-справочник. Минск, ООО Хэлтон., 1998. С.124.

[67] Там же. С.92.

[68] Там же. С.95.

[69] Там же. С.262.

[70] Письма Елены Рерих, 1929-1938.(Письмо от 31.08.36). В 2-х томах. Белорусский фонд Рерихов; Минск, ПРАМЕБ, 1992. Т. 2, С. 204.

[71] Письма Елены Рерих, 1932-1955. (Письмо от 27.09.46). Вико. Новосибирск, 1993. С. 502.

[72] Свами Вивекананда. Философия Йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С.349.

[73] Лосский В.Н. Догматическое богословие. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., СЭИ. 1991. С.215.

[74] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), Архимандрит Исайя (Белов). Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С.140.

[75] Письма Махатм. Самара, 1993. С. 218. Письмо 57.

[76] Лосский В.Н. Догматическое богословие. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., СЭИ. 1991. С.250.

[77] Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т.7. кн.1. Изд. 2-е. СПб., 1911. С.107.

[78] См.: Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М., 1991. С.804.

[79] См.: Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. Т.2. М., Отчий дом. 1997. С.56.

[80] Рак И.В. Мифы Древнего Египта. СПб., Петро-РИФ. 1993. С.154.

[81] Там же. С.181.

[82] Там же. С.178.

[83] Диакон Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. Куда душа идет. М., Троицкое слово, 2001. С.23.

[84] Там же. С.22.

[85] Там же. С.41.

[86] Там же. С.42.

[87] Современный словарь иностранных слов. М., Цитадель-Трейд, 2002. С.309.

[88] Словарь. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. М.,Республика, 1996. С.230.

[89] Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.816.

[90] Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-Гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. С.514.

[91] Там же. С.520.

[92] Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., Прогресс.VTA. 1992. С.98.

[93] Словарь. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. М., Республика, 1996. С.230.

[94] Современный словарь иностранных слов. М., Цитадель-Трейд, 2002. С.655.

[95] Словарь. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. М., Республика, 1996. С.390.

[96] Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.814.

[97] Краткий путеводитель по мировым религиям. Под общей редакцией Дина Халверзона. СПб., Шандал. 2000. С.103.

[98] Письма Елены Рерих.1929-1938. Минск, 1992, т.2, С.31.

[99] Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Магнитогорск, Амрита-Урал., 1994. С.120.

[100]Там же. С.126-127.

[101] Христианство. Энциклопедический Словарь. М., научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995. Т.1, С.530.

[102] Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.816.

[103] Там же. С.816.

[104] Там же. С.817.

[105] О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Изд. Московской Патриархии. 1991. С.212.

[106] Протоиерей Владислав Цыпин. Курс церковного права. Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2002. С.1.

[107] Епископ Илларион (Алфеев). Таинство веры. Клин. Христианская жизнь. 2004. С.125.

[108] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., СЭИ. 1991. С.132.

[109] См.: Архимандрит Иларион Троицкий. Христианства нет без Церкви. М., Православная беседа. 1992. С.14.

[110] Там же. С.15.

[111] Там же. С.20.

[112] Архим. Киприан Керн. Антропология св. Григория Паламы. М., Паломник. 1996. С.396.

[113] О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Изд. Московской Патриархии. 1991. С.211.

[114] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. / Информационный Бюллетень. №8, август 2000. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. С.46.

[115] Полный православный молитвослов для мирян. Сретенский монастырь «Новая книга»., 1998. С.703.

[116] Рон Роудс. «Потерянные годы» Иисуса. Путешествовал ли Иисус на Восток? С-056(1)., Центр Апологетических Исследований. http://www.ApolResearch.org

[117] Учитывая, что Тибет не имел никаких отношений с южным буддизмом, сомнительно, чтобы там могли были тексты на языке пали.

[118] Рон Роудс. «Потерянные годы» Иисуса. Путешествовал ли Иисус на Восток? С-056(1)., Центр Апологетических Исследований. С.4., http://www.ApolResearch.org

[119] Рон Роудс. «Потерянные годы» Иисуса. Путешествовал ли Иисус на Восток? С-056(1)., Центр Апологетических Исследований. С.5., http://www.ApolResearch.org

[120] Иисус Христос, даже если предположить, что Он учился в Индии, не мог изучать буддийские рукописи в Тибете по той простой причине, что Тибет начал становиться буддийским только в V веке по Р.Х, окончательно же утвердился (когда и начали создаваться значительные по размеру и авторитету монастыри) только в VIII веке по Р.Х.

[121] Рон Роудс. «Потерянные годы» Иисуса. Ответ с позиций христианина? С-056(2)., Центр Апологетических Исследований. С.1., http://www.ApolResearch.org

[122] Священномученик Владимир (Богоявленский) митрополит Киевский и Галицкий. Об анафеме или церковном отлучении. М., Отчий дом. 1998. С.11.

[123] Там же. С.15.

[124] Протоиерей Владислав Цыпин. Курс церковного права. Клин. Фонд «Христианская жизнь». 2002. С.522.

[125] См.: Антоний II (Вадковский), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Ответ на письмо С.А.Толстой. / Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Петрозаводск. Святой остров. 1992. С.285.

[126] Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея. Книга 1. М., Лепта. 2004. С.168.

[127] Епископ Илларион (Алфеев). Таинство веры. Клин. Христианская жизнь. 2004. С.266.

[128] См.: Епископ Феофан. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. Изд.2-е, М., 1892. С.3-23 // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 5/1990. С.42.

[129] Там же. С.41.

[130] Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни. Клин. Христианская жизнь. 2004. С.13.

[131] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Изд., СЭИ, М., 1991. С.68.

[132] О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Изд. Московской Патриархии, 1991. С.98.

[133] Митрополит Антоний Сурожский. О слышании и делании. М., Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. С.206.

[134]Лосский В.Н. Догматическое богословие. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., СЭИ. 1991. С.244.

[135] Св. Антоний Великий. Добротолюбие. Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С.80.

[136] Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.770.

[137] Св. Антоний Великий. Добротолюбие. Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С.81.

[138] Авва Дорофей. Добротолюбие. Т.2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С.625.

[139] Митрополит Антоний Сурожский. Человек перед Богом. М., Паломник. 2000. С.53.

[140] Св. Исаак Сирин. Добротолюбие. Слово 18 / Архим.Киприан Керн. Антропология св. Григория Паламы. М., Паломник. 1996. С.228-229.

[141] Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. / Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. Изд:. Индрик, М., 2002. С.252.

[142] Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки. Книга 3. М., Лепта. 2004. С.27.

[143] Архиепископ Пражский Митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей. Путеводитель по Библии. М., Изд. Св.Кирилла и Мефодия. 2001. С.55.

[144] См.: св. Димитрий Ростовский. Т.III. С.101. // Христианское чтение. 1842, IV. С.345. / Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М.1991.С.106.

[145] M.Jugie. Homelies mariales bizantines. Patrologia orientalis, XIX, fask.3, Paris, 1925, p.463. / В.Н.Лосский. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М.1991. С.107.

[146] Лосский В.Н. Догматическое богословие. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., СЭИ.1991. С.260.

[147] Епископ Илларион (Алфеев). Введение в православное догматическое богословие. Клин. Христианская жизнь, 2004. С.140.

[148] См.: Епископ Александр (Семенов - Тян - Шанский). Православный катихизис. С.64.

[149] Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. / Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., Индрик, 2002. С.309.

[150] Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкование на деяния и соборные послания святых апостолов. Книга 1. М., Лепта. 2004. С.329.

[151] Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкование на деяния и соборные послания святых апостолов. Книга 2. М., Лепта. 2004. С.82.

[152] О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Изд. Московской Патриархии, 1991. С.296.

[153] Протоиерей Владислав Цыпин. Курс церковного права. Клин,Фонд «Христианская жизнь», 2002. С.483.

[154] Из Заключительного ороса VII Вселенского Собора / Карташев А.В. Вселенские Соборы. Клин. Фонд Христианская жизнь.2002. С.632.

[155] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.,1991. С.11.

[156] Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. / Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., Индрик, 2002. С.313.

[157] Из Заключительного ороса VII Вселенского Собора / Карташев А.В. Вселенские Соборы. Клин. Фонд Христианская жизнь.2002. С.632.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: