Охарактеризовать роль математических знаний в развитии личности ребёнка, подготовке его к школе.
Формирование элементарных математических представлений важно начать с раннего возраста. Чем раньше мы начнём формировать у детей математические представления, тем более прочными будут знания, навыки, тем лучше будут развиваться умственные способности, тем более подготовленные они придут в школу.
Математика в дошкольном возрасте важна тем, что она помогает интенсивно развивать психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, воображение, т.е. она ведёт за собой развитие. В процессе усвоения элементарных математических знаний развиваются умственные способности детей: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие умозаключения. Развивается сообразительность, критичность мышления, способность объяснить,как добились результата. При формировании математических представлений происходит речевое развитие детей: расширяется словарный запас, совершенствуется грамматический строй и связность речи.
Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца. На занятиях по предматематическому развитию у детей воспитывают привычку к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия. Так у детей формируются нравственно-волевые качества, необходимые будущему школьнику. Математике отводится особая роль в подготовке детей к школе. Школьные программы с каждым годом становятся более сложными, а это требует подготовки к их усвоению. Предматематическая подготовка – неотъемлемая часть всестороннего развития ребёнка.
Сформулировать понятие о предмете методики ФЭМП, охарактеризовать задачи методики.
Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики - одного из важнейших учебных предметов в школе, а также способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
Предметом исследования методики является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания
Задачи методики ФЭМП:
― Научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений в каждой возрастной группе;
― Определение содержания фактического материала для подготовки ребёнка в детском саду к усвоению математики в школе;
― Совершенствование материала по формированию математических представлений в программе детского сада;
― Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации процесса развития элементарных математических представлений;
― Реализация преемственности в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе;
― Разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного образования;
― Разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.
Методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.
В настоящее время благодаря усилиям учёных и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно обоснованная методическая система по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Детский сад выполняет специальный заказ общества, подготавливая детей к изучению основ наук (в том числе и математики) в школе.
Охарактеризовать дидактические средства по ФЗМП.
Под средствами обучения понимаются: совокупности предметов, явлений, знаки (модели), действия, а также слова, участвующие непосредственно в воспитательно–образовательном процессе и обеспечивающие усвоение новых знаний и развитие умственных способностей.
Средства обучения – это источники получения информации, совокупность моделей самой различной природы. Различают материально – предметные (иллюстративные) модели и идеальные (мысленные) модели.
Материально – иллюстративные модели: приборы, таблицы, диапозитивы, диафильмы и др.
Идеальные: дидактические, учебные, методические пособия.
Некоторые учёные (А.П. Усова, М.Н. Скаткин и др.) под средствами понимают то, с помощью чего обеспечивается передача информации – слово, наглядность, практическое действие.
Основные функции средств обучения:
1. Реализуют принцип наглядности;
2. Помогают перевести сложные абстрактные математические понятия в доступные;
3. Ведут к овладению способами действий;
4. Способствуют накоплению чувственного опыта;
5. Дают возможность воспитателю управлять познавательной деятельностью ребёнка;
6. Увеличивают объём самостоятельной познавательной деятельности детей;
7. Рационализуют, интенсифицируют процесс обучения;
Эти функции постоянно меняются в связи с совершенствованием теории и практики воспитания и обучения детей.
В практике работы дошкольных учреждений получили распространения следующие средства формирования элементарных математических представлений:
1. Комплекты наглядного дидактического материала для занятий;
2. Оборудование для самостоятельных игр и занятий;
3. Методические пособия, в которых раскрывается работа по формированию формирования элементарных математических представлений в каждой возрастной группе;
4. Сборники дидактических игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений у дошкольников;
5. Учебно-познавательная литература для подготовки детей к усвоению математики в школе, как в условиях дошкольных учреждений, так и семьи.
Средства постоянно меняются, совершенствуются.