Человек создан по образу Божию. Эта связь между Богом и человеком есть не просто некоторое онтологическое положение. Это стержень, на котором выстраивается вся антропология. Мы создаем некую мысленную реальность о Первообразе через человека и, с другой стороны, видим реального человека через Боговоплощение [11]. Боговедение открывает человека, человековедение открывает нам некоторую мысленную реальность о божестве. Это взаимные процессы, и антропологию интересует то и другое.
Но образ Божий - это, конечно, конкретный библейский текст:
Быт.1:26: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему....
Вот основная библейская посылка, посылка богооткровенная, которая предваряет даже творение человека. Вчитайтесь в слова преподобного Макария Великого:
"...Человек есть... умная сущность, бессмертная душа, есть красота досточестная более всех созданий, образ и подобие Божие" [12].
Это Божественный замысел: в человеке изначально есть образ не только как сущность, но и как задача, путь, т.е. промысел.
|
|
"Формула" Филона Александрийского:
"Человек есть великолепный отпечаток великолепного образа, изваянного по образу идеального Первообраза", стала крылатой для антропологии (см. главу 3.1).
О раскрытии понятия "образ" мы еще будем говорить подробнее, но сейчас для нас важно, что величие православного взгляда на человека - это его онтологическая связь с Богом. Поэтому ни о каком естестве человеческом, ни о каком уровне бытия человеческого никогда нельзя сказать, что оно внебожественно. Образ раскрывается в целостном человеке, а не только в какой-то одной его части.