Богооставленность

Причина богооставленности - конечно, грех человека, как первородный, так и личный.

"Дух, себе оставленный, не мог уже быть властителем души и тела, но был увлечен и сам, завладев ими. Над человеком возобладала душевность, а через душевность - телесность, и стал он душевен и плотян. Дух хоть тот же, но без власти. Дух зазнался и засвоевольничал. За это потерял власть" [22] (Святитель Феофан Затворник)

"...Как скоро люди изменились, отняли у них Дух, и они отвержены; но кающихся Он снова примет и, дав им свет, опять наречет сынами Божиими, даровав им вначале эту благодать"... "мы спасаемся, как сотелесники Слова" [23] (Святитель Афанасий Александрийский)

Утрата духа и есть богооставленность. Господь в богословском смысле никогда не покидает человека, Он всегда близь есть. Но дух человека, который есть плод Духа Божия, или действие (энергия) Его, Господь может отнять. Окончательная утрата духа есть смерть и ад.

"Есть четыре вида богооставленности. Первый - домостроительная богооставленность, как это было с Господом... Второй - богооставленность ради испытания, Иов и Иосиф. Третья - богооставленность ради отеческого назидания, апостол (Павел). Четвертый - богооставленность в силу отчаяния [от Бога]" [24] (Преподобный Максим Исповедник)

Богооставленность ради назидания и по отчаянию и есть по грехам попускаемая Господом. Но важно то, что, помимо причины человеческой, есть в богооставленности и причина Господня. Как видим в примере от Максима Исповедника, всякая богооставленность от Бога, от Его промысла. Кто не согрешил, того Господь не оставит. Но кто оставленный Господом ради назидания познает, сколь это страшно, тот узнает, сколь сладка приходящая благодать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: