Целью жизни падшего человека является достижение спасения. "Пространный Катихизис" учит, что " для благоугождения Богу и для спасения души " необходимы (4):
А) "познание истинного Бога"
Но что значит познать Бога, ведь Бог не есть объект познания в общепринятом смысле слова? Поскольку Бог есть Личность, познание Его возможно только через непосредственное личностное отношение, то есть в опыте богообщения. Поэтому истинное богопознание есть прежде всего образ жизни, а не образ мысли.
Б) "правая вера в Него"
То есть наличие у человека правильных представлений о Боге, о Его отношении к миру. При этом веру как знание о Боге следует четко отличать от непосредственного знания Бога, которое приобретается только на путях личностного богообщения.
В) "жизнь по вере и добрые дела"
Иными словами, приведение всей жизни человека в соответствие с волей Божией.
Необходимость в духовной жизни богообщения и исполнения воли Божией не вызывает сомнения. Через личностное общение с Богом, выражающееся прежде всего в молитве и в участии в церковных таинствах, мы получаем освящающую нас благодать, необходимые для праведной жизни силы, а через упражнение в добродетели достигаем духовно-нравственного совершенства. Каково же место и назначение в духовной жизни теоретического знания?