Свщ. Предание и Свщ. Писание как два самостоятельных источника вероучения (латинская схема)

Является ли Свщ. Писание самостоятельным, отличным от Предания способом сохранения и распространения Божественного Откровения и источником вероучения, или же Свщ. Писание входит в состав Предания? Во втором случае встает вопрос о месте Свщ. Писания в структуре Свщ. Предания.

В русской богословской науке 19-нач.20 вв. общепринятым было мнение, согласно которому Свщ. Писание и Свщ. Предание представляют собой два самостоятельных. Различных способа сохранения и распространения Божественного Откровения, два взаимодополняющих друг друга источника вероучения. Суть этого мнения сводится к следующей богословско-исторической схеме. Часть богооткровенного учения, полученного Церковью от апостолов, еще в апостольский период исторического бытия Церкви была заключена в книги Свщ. Писания. Другая, не вошедшая в Писание часть. Передавалась путем устной проповеди и была зафиксирована позднее, уже в послеапостольскую эпоху. Она то и составляет содержание собственно Свщ. Предания. Эта латинская концепция, сформулированная в период контрреформации, в 16-17 вв. была усвоена и православным богословием. Преодоление этого взгляда на соотношение Писания и Предания в православном богословии начинается только с середины 20 в. В "Пространном Катихизисе" позиция по данному вопросу определена недостаточно четко. О Свщ. Писании и Свщ. Предании здесь говорится как о различным способах распространения и сохранения Откровения, но в то же время прямо не утверждается, что Писание и Предание являются двумя различными источниками вероучения (40).

Взгляд на Свщ. Предание и Свщ. Писание как на два взаимодополняющих одни другой источника вероучения порождает ряд трудноразрешимых вопросов. В таком случае следует признать, что ни Писание, ни Предание не заключают в себе всю полноту богооткровенной истины, но лишь некоторую часть ее. Однако такое представление находится в полном противоречии с учением Древней Церкви, считавшей, что Свщ. Писание содержит в себе все, необходимое для веры и благочестия.

" Я преклоняюсь перед полнотой Писания ", (41) — писал Тертуллиан, а свт. Афанасий Великий считал, что Писание " достаточно само по себе для различения Истыны " (42). Но если Свщ. Писание обладает такой полнотой, что оно одно само по себе достаточно для различения Истины, то не логично ли в таком случае отвергнуть вероучительный авторитет Предания в пользу Писания? Именно таким образом и поступили в 16 в. протестанты. Однако эта мысль не находит ни малейшего подтверждения ни в самом Свщ. Писании, призывающем держать и хранить Предание (1Кор. 11,2; 2 Фес.2,15; 1 Тим.6,20), ни в учении Древней Церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: