Совершителем последнего суда будет Сам Господь Иисус Христос, ибо " Отец…весь суд отдал Сыну " (Ин.5,22), " Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых " (Деян.10,42).
В осуществлении суда будут участвовать также
1. Ангелы, которые " соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие " (Мф.13,41) и " отделят злых от среды праведных " (Мф.13,49);
2. апостолы, которым Господь сказал: " сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых " (Лк. 22,30);
3. вообще святые — " разве вы не знаете, что святые будут судить мир? " (1 Кор.6,2)
В качестве подсудимых будут выступать:
1. все люди, ибо " всем нам должно явиться пред судилище Христово " (2 Кор.5,10);
2. падшие ангелы, которых Господь " соблюдает в вечных узах на суд великого дня " (Иуд.6).
Можно предположить, что суд будет проходить в два этапа: сначала суд над христианами, святыми, а затем над нехристианами и падшими ангелами (1 Кор.6,3) с участием святых.
Предметом суда и основанием для осуждения будут
1. добрые и злые дела, " чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое " (2 Кор.5,10);
2. Слова, ибо " за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда " (Мф.12,36-37);
3. " намерения сердечные " (Евр.4,12), которые Господь обнаружит, осветив " скрытое во мраке " (1 Кор.4,5).
Суд будет производиться в соответствии с силами и дарованиями каждого (Лк.12,48) и с учетом внешних условий жизни (Мф. 11, 21-23), ибо " нет лицеприятия у Бога " (Рим.2,11).
Приговор (Мф.25,32-46) будет приведен в исполнение Ангелами (Мф.13,42,50).
Суд Христов нельзя мыслить вполне по аналогии с совершением человеческого суда, который состоит из двух частей:
1. Исследование правоты или виновности подсудимого;
2. Произнесение над ним приговора.
Бог как всеведущий Судия не нуждается в первой части, поэтому суд Христов следует понимать в смысле приведения подсудимого к осознанию своего действительного нравственного состояния. " Совесть каждого человека откроется пред всеми, и обнаружатся не только все дела…, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления " (4).
Приговор нельзя понимать в смысле только объявления судебного решения, так как изволение Божие вместе есть и действие Его воли, либо вводящее в блаженное состояние, либо отвергающее от царства вечной жизни.