Побуждение и цель творения мира

На вопрос о побуждении к творению мира в Свщ. Писании и в творениях свв. отцов мы находим два различных ответа.

Первый состоит в том, что побуждением и целью творения является блаженство твари. Ап. Павел говорит, что Бог дает твари "все обильно для наслаждения" (2Тим.6,17).

Св. Иоанн Дамаскин учит, что "благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя самого, но по преизбытку благости Своей благоволил, чтобы произошло нечто, пользующееся Его благодеяниями и причастное Его благости.(77) "

Согласно второму, целью сотворения мира является слава Божия.

"Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь" (Пс.18,2). Тертуллиан говорит, что "из ничего создал (Бог мир) для прославления своего величия. (78)"

Два этих ответа не исключают, но взаимопредполагают друг друга. Свт. Филарет Московский разъясняет: "По бесконечной благости и любви Своей Бог желает иметь благодатных причастников славы Своей. Слава даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в этом, так сказать, круговращении славы Божией, состоит блаженство, жизнь и благобытие твари"(79).

Основные виды творений Божппх

Символ веры называет Бога Творцом "небу и земли", то есть всей совокупности конечного бытия (80). Слова "видимым же всем и невидимым " являются пояснением предыдущих и указывают на два основных вида творений.

Мир духовный или ангельский

"Пространный Катихизис" говорит, что "под именем невидимых" должно разуметь

"невидимый или духовный мир, к которому принадлежат ангелы "(81)

Это достаточно осторожная формулировка. Дело в том, что о духовном мире нам известно очень немногое, только то, что содержитсяв Откровении. Откровение же говорит только об Ангелах.

Само слово "Ангел” (ангелос) буквально означает "вестник", "посланник" и таким образом указывает не на природу, а на исполняемое служение. В Свщ. Писании Ангелами называются Сам Господь Иисус Христос (Мал.3,1), Иоанн Предтеча (Мф.11,10), ветхозаветные священники (Мал.2,7), пророки (2Пар.36,15-16) и даже неодушевленные предметы, когда они являются орудиями воли Божией (Пс.77,49) (82).

"Пространный Катихизис" дает следующее определение Ангелов: "Духи бесплотные, одаренные умом, волею и могуществом". (83)

Ангелами они называются, "потому что Бог посылает их возвещать волю Свою".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: