Практическое задание «Экспертный метод»

1. Ориентация в возможностях применения экспертного опроса, в содержании этого метода, его структуре

1.1.Дайте определение метода экспертного опроса. Рас­кройте сущность, основное назначение, возможности и ограни­чения его применения в социологии.

1.2.В схеме 4.1 выделены особенности, преимущества и не­достатки применения экспертного опроса.

1) Прокомментируйте их, раскройте содержание. Попробуй­те дополнить выделенный перечень.

2) Попытайтесь сравнить особенности экспертного опроса с особенностями массового опроса, а также с другими метода­ми сбора социальной информации (наблюдением, анализом до­кументов, экспериментом) и выделить характерные отличия ин­формации, получаемой с помощью экспертизы.

3) Попробуйте показать, с помощью каких средств, процедур экспертного опроса обеспечивается более полное использование егодостоинств. Чем и как ослабляется, компенсируется влия­ние его недостатков?

4) Какими другими методами сбора информации и в каких случаях наиболее целесообразно дополнение данных экспертизы с тем, чтобы компенсировать влияние каждого из перечис­ленных недостатков?

1.3. В схеме 4.2 представлена классификация видов экспертного опроса.

1) Раскройте содержание и назначение каждого из выделен­ных видов.

2) Какие возможны их сочетания, комбинирования? Попро­буйте отобразить такие сочетания в построенной вами класси­фикационной схеме. Есть ли виды экспертного опроса, в соче­тании которых имеются принципиальные ограничения? Какие это ограничения?

3.1. Проанализируйте требования, предъявляемые к экспериментам. Укажите, в какой мере и почему выделенные качества необходимы для участия в экспертизе. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать эксперт? В какой мере вы обладаете этими качествами? Попытайтесь методом парных сравнений определить те качества, которые у вас развиты в больше и меньшей мере. Методом балльной оценки попробуйте оценить состояние этих качеств среди 5—7 студентов вашей группы. Какими средствами и методами можно развивать необходимые эксперту качества?

3.2. Выделите состав качеств, которые особенно важны эксперту для участия в экспертизе по выбранной вами теме исследования. С помощью каких показателей и каких процедур вы можете оценить состояние этих качеств? Составьте задания к подбору экспертов на основе указанных вами критериев оценки.

3.3. В схемах 4.5 приведены способы оценивания компетентности кандидатов в эксперты. Попытайтесь дать более полную характеристику каждого способа, определить возможности ограничения в его применении.

6.1.Проанализируйте ход проведенной вашей группой экспертизы. Какие отклонения от заданных требований разрабо­ткой вами программы и сценария были допущены? В чем к причины?

6.2.Проведите анализ данных экспертизы по следующей теме: анализ индивидуальных экспертных суждений на непротиворечивость (если таковой возможен), анализ согласованности мнений экспертов, агрегация экспертных суждений.

6.3.Постройте выводы по анализу показателей вашего исследования. Какие рекомендации вы можете дать на основе ИХ выводов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: