1.Категория сознания в философии: объективно-идеалистическая, субъективно-идеалистическая, теологическая, пантеистическая, материалистическая интерпретации.
2.О природе идеального.
3.Развитие форм отражения в природе и возникновение сознания.
4.Бессознательное: реальные проявления и возможные объяснения.
5.Проблема искусственного интеллекта: реальные достижения и дискуссии.
Тема 12. Познание как предмет философского анализа
1. Познание как культурно-исторический процесс. Формы познавательной деятельности.
2. Проблема познаваемости мира. Принцип субъективности как основа гносеологических концепций классики. Эпистемологический поворот в постклассической философии.
3. Структура познавательного процесса. Дилемма эмпиризма и рационализма. Чувственный, рациональный и иррациональный аспекты познания.
3. Познание как постижение истины. Истина и заблуждение. Истина и ценность. Проблема критериев истины.
Самостоятельная работа
Изучение первоисточников: Ф. В. Шеллинг, С. 279-280; В. Г. Белинский, С. 284-285; Леонардо да Винчи, С. 278-288 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [3]); Дж. Локк, С. 491 (там же, [7], Ч. 1).
|
|
Темы для докладов
1.Теории истины в философии.
2.Заблуждение как противоположность истины.
3.И. Кант о возможности и особенностях философского познания в работе «Пролегомены». {Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука. Предисловие; §1-2; 5;40-56 / И. Кант /У Собрание сочинений: в 8 т. - М., 1994. - Т. 4. - С. 6-16,17-25,29-34,87-113.).
4.Творчество как элемент познания.
5.Место и роль интуиции в познавательных действиях.
Тема 13. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус.
1. Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт. Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
2.Структура научного познания. Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования. Области научного знания.
3.Формы научного знания: научный факт, закон, гипотеза, научная теория. Современные стратегии развития научного знания.
4.Понятие метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования.
5.Наука в системе социальных ценностей. Возможности и границы науки. Научное и вненаучное знание. Гуманитарные параметры современной науки.
Самостоятельная работа
Изучение первоисточников: Ф. Бекон, С. 385 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [7], Ч. 1); П. Л. Лавров, С. 327; М. Вебер, С. 343 (там же, [7], Ч. 2).