Тема № 8. Схема психолого-педагогического обследования

Ф.И.О. _______________________________________________

Показатели физического развития Первичное обследование Динамика
  Дата Возраст Дата Возраст
Контакт: в контакт вступает Контакт формальный В контакт вступает с трудом Контакт избирательный Легко и быстро вступает в контакт    
Эмоционально-волевая сфера: активный, бодрый Пассивный, вялый Неадекватное поведение Избалованность Конфликтность Колебания настроения    
Состояние слуха: снижение Норма    
Состояние зрения Близорукость Косоглазие Атрофия зрительного нерва Ограничение поля зрения    
Внимание Низкая концентрация и неустойчивость Недостаточно устойчивое, поверхностное, быстро истощается, требует переключения    
Моторика кистей и пальцев рук Ведущая рука: правая/ левая Функции пальцев и кисти: Отсутствует хватание Манипулировать не может, есть хватание Моторика ограничена Недостаточность мелкой моторики Сохранная Согласованность действий рук: Отсутствует Недостаточная Нормальная Нарушение координации движений Дрожание Гиперкинезы пальцев    
Уровень развития деятельности Проявление интереса к игрушкам Интереса к игрушкам не проявляет Проявляет поверхностный, не стойкий интерес к игрушкам    
Адекватность употребления игрушек Совершает неадекватные действия с предметами Игрушки использует адекватно в соответствии с назначением    
Характер действий с предметами-игрушками Неспецифические манипуляции (действует стереотипно- постукивает, перекладывает, тянет в рот, сосёт, бросает) Специфические манипуляции Предметные действия – использует предметы в соответствии с их назначением Процессуальные действия Игра с элементами сюжета Сюжетно-ролевая игра    
Работоспособность Низкая Снижена Достаточная    
Характер деятельности Отсутствие мотивации к деятельности Деятельность неустойчивая, работает формально Деятельность устойчивая, работает с интересом    
Реакция на одобрение Адекватная (радуется одобрению, ждёт его) На одобрение не реагирует, равнодушен к нему    
Реакция на замечание Адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием) Адекватная (обижается) Нет реакции на замечание Негативная реакция (делает назло)    
Отношение к неудаче Неудачу оценивает (исправляет ошибки) Отсутствует оценка неудач Негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку    
Обучаемость Обучаемость отсутствует; помощь не использует; нет переноса показанного способа действия на аналогичное задание Обучаемость низкая; помощь использует недостаточно; перенос знаний затруднён Ребёнок обучаем, использует помощь(переходит от более низкого способа выполнения к более высокому)    
Запас общих представлений Низкий Несколько снижен Соответствует возрасту    
Зрительное восприятие Восприятие цвета: Представления о цвете нет Сличает цвета Различает цвета (выделяет по слову) Знает и называет цвета (норма в 3 года) Восприятие величины: Представления о величине нет Соотносит предметы по величине Дифференцирует предметы по величине Знает и называет величину (норма в 3 года) Восприятие формы: Нет представления о форме Соотносит предметы по форме Различает геометрические формы (плоские и объёмные) Методика обследования Складывание матрёшки (3-составная – от 3 до 4 лет, 4-составная – от 4 до 5 лет, 6-составная – от 5 лет) Способы выполнения: Действие силой Перебор вариантов Целенаправленные пробы Примеривание Зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно) Включение в ряд (6-составная матрёшка – с 5 лет) Без учёта величины С учётом величины. Способы выполнения задания: Целенаправленные пробы (допустимы до 6 лет) Зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно) Кубики-вкладыши Способы выполнения: Перебор вариантов Целенаправленные пробы Примеривание Зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно) Складывание пирамидки (до 3 лет – 3 кольца, до 4 лет – 4 кольца, с 4 лет – 5-6 колец) Без учёта величины колец С учётом величины. Способы выполнения: Целенаправленные пробы Практическое примеривание Зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно) Почтовый ящик (с3 лет) Способы выполнения: Действие силой (допустимо до 3,5 лет) Перебор вариантов Целенаправленные пробы Примеривание Зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно) Парные картинки (выбор по образцу из 2, 4, 6 картинок с 2 лет)    
Восприятие пространственных отношений Знание частей тела и лица Ориентировка в сторонах тела и зеркальное отображение Целостный образ предмета (разрезные картинки) Конструирование (из строительного материала, из палочек) По подражанию По образцу По представлению Дифференцирование пространственных понятий (справа-слева, выше-ниже, дальше-ближе, впереди-сзади, в центре)    
Временные представления Части суток (с 3 лет) Времена года (с 4 лет) Дни недели (с 5 лет)    
Количественные представления Порядковый счёт(устно и пересчёт предметов) Представление о количестве Выделение нужного количества из множества Понятия «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну» Счётные операции    
Мышление (уровень развития) Наглядно-действенное Наглядно-образное Элементы абстрактно-логического мышления: Классификация предметов (изображений) Четвёртый-лишний Понимание картин со скрытым смыслом Понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом Последовательность событий (серия картинок)    
Навыки самообслуживания Не владеет Владеет частично с помощью взрослого Владеет полностью    
Понимание обращённой речи Не понимает Понимание ограниченное (ситуативное) Выполняет простые речевые инструкции Понимание на бытовом уровне, выполняет сложные речевые инструкции Понимание в полном объёме    
Пассивный словарь Понимание названий предметов (реальных и на картинках) Понимание значения слова Понимание простого сюжета Понимание лексико-грамматических конструкций    
Характеристика собственной речи 1-й уровень речевого развития: речевые средства общения крайне ограничены (произносит звуковые комплексы, звукоподражания, лепетные слова); использование довербальных средств общения (выразительной мимики, жестов) 2-й уровень развития: пользуется простой фразой, аграмматичная, упрощенная, структурно нарушенная фраза (из 2-3 слов). Слоговая структура слов нарушена 3-й уровень речевого развития: пользуется развёрнутой фразой; недостаточная сформированность лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи; синтаксические конструкции фраз бедные. 4-й уровень развития: Лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая недостаточность Пользуется развёрнутой фразой Лексико-грамматический строй речи сформирован достаточно Особенности речи Проявляет склонность к эхолалии Наличие речевых штампов (речь пустая без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных способностей ребёнка)    

Заключение:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: