Проблема элиты и псевдоэлиты в контексте рассмотрения проблемы личности и «мничности»

Проблема поиска элитарного идеала самоопределения может выть понята, если обратиться к противоположным образам. На­пример, выделение подлинной элитарности и псевдоэлитарности №отя бы как предметов для дальнейшего осмысления) позволяет п°-новому взглянуть и на некоторые понятия психологии лично-


сти. В частности, несколько расширить первоначальное значени
нового термина, предложенного В. В. Петуховым и Т. А. Нежно-
ВОИ) — «мнимая личность» («мничность»), обозначающего не^
способность человека к поступку в изменившейся социокультур-;
ной ситуации, когда требуется найти новые смыслы в существу-,
ющих культурных нормах и запретах и, таким образом,^ сохра-,
нить преемственность культуры и свою целостность в ней. При-]
менительно к проблеме элитарных ориентации интересно при-*
вести некоторые рассуждения В. В. Петухова о «мничности» и=
«личности»: «Личность принимает жесткие обыденные законы^
но, стремясь поступать, быть, как все, — "обыкновенным чу­
дом", исключением из житейских правил. Мничность же, наобо­
рот, стремится получить результат сразу, стать исключительной
(личностью) — не как все, подчеркивая "самоосуществление"
индивидуальности как условие и цель развития общества. Легко'
предположить, как она, разузнав, например, про черты самоак­
туализирующейся личности (по А. Маслоу), пожелает воспроиз-5
вести их на себе, гордо заявляя всем — "хочу быть честным",;
добрым, храбрым, а то и "хочу любить". Но ничего не выходит;
вылезая из повседневности, мничность остается посредственной,-
тяжко переживая и пытаясь скрыть свою "обыкновенность"...»
[16, с. 72-73].)

Поскольку и новые понятия также должны развиваться и бытВ в постоянном «движении», мы хотели бы несколько расширит" исходное значение термина «мничность», увязав его с элитарно! ориентацией человека, не желающего по-настоящему вырва" ~ из обволакивающих сетей «массового сознания». Такой челове хочет стать лучше, но боится принимать ответственные решения; боится думать своей головой (вопреки «общественному мнению»)^ у него ничего не получается, вернее, получается только внеш (он может что-то изображать и даже достигать определенного «п> ложения в обществе», но в ответственные моменты смалодушнИ чает, а то и «смалсумничает»). Такой человек «мнит» из себя что то значительное (да еще нередко с претензией на свою исключи тельность, элитарность), но в итоге также получается — «мни* ность» (человек, который всего лишь «мнит» из себя личность).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: