Введение. Лекция по направлению подготовки

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Лекция по направлению подготовки:

030501.65 080109.65

080107. 65 080507. 65

030301.65 030900.62

030500.62

Факультет: управления
Категория обучающихся: студенты
Курсы: 1-й (очная форма обучения)
  4-й (очная форма обучения)
Рабочие учебные планы: от 28 мая 2012 г.

Рязань 2012 г

ББК 75.1

А82

Рецензенты:

В.Н. Лешко, кандидат биологических наук, доцент (Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина);

О.А. Плаксина, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой физического воспитания РГУ имени С.А. Есенина.

А82 Ю.М. Арканов Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности: Лекция. – Рязань: Академия ФСИН России, 2012. – 19 с. Лекция разработана на основе рабочей программы учебной дисциплины. Обсуждена и одобрена на заседании кафедры физической подготовки и спорта 18 октября 2012 г. протокол № 5.

Начальник обеспечивающей кафедры Д.А. Донсков

Учебно-методическое издание АРКАНОВ Юрий Макарович ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Лекция
Технический редактор___________ Подписано в печать_________ Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ. л. ____ Тираж ____ экз. Заказ № ____. Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1
  ББК 75.1 © Арканов Ю.М., 2012 © Академия ФСИН России, 2012

План

Введение

1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов.

2. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения.

3. Работоспособность и влияние на нее различных факторов.

4. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме.

5. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период.

6. Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов.

Заключение


Введение.

Учебное время студентов в среднем составляет 52 – 58 ч в неделю (включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8 – 9 ч, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням. В возрасте 17 – 25 лет происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функций (сенсорно-перцептивные, мнемические, мышление), в котором определяющую роль играет образование и уче­ние, т.е. деятельность по усвоению знаний, умений, навыков. Фактор учения, постоянной умственной работы определяет высокий тонус ин­теллекта студентов, позволяет им эффективно выполнять напряжен­ную учебную деятельность.

Однако при этом восстановительные процессы у многих студентов проходят неполноценно по причине недостаточного сна, нерегулярного питания, малого пребывания на свежем воздухе, ограниченного использования средств физической культуры и спорта и других причин. В связи с чем психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности и приобретают большую актуальность в рамках учебного процесса.


1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов.

Существуют объективные и субъективные факторы обуче­ния, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебно­го труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуни­кабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, ведь вчераш­ние школьники попадают в новые условия учебной деятельности, новые жизненные ситуации, что сопровождается существенной пере­стройкой психических и физиологических состояний. При этом адап­тация протекает на нескольких уровнях: дидактическом (приспособление к новой системе обучения), социально-психологическом (вхождение в новый коллектив – учебный, общежития) и профессиональном (принятие ценностей будущей профессиональной деятельности, ори­ентация на них). По этой причине период адаптации, связанный с из­менением прежних стереотипов, может на первых порах привести к низкой успеваемости, трудностям в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа происходит скачкообразно, у других – ровно. До 35% студентов страдают дезадаптационным синдромом.

Критический и сложный для студентов экзаменационный пери­од – один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в боль­шинстве случаев в условиях дефицита времени. В этот период интел­лектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются повы­шенные требования. К психофизиологическому дискомфорту может привести как учебная перегрузка, так и плохая организация учебного труда – неритмичность работы, отсутствие своевременного и качест­венного отдыха, питания, оздоровительных мероприятий.

Суммарное влияние на организм нескольких факторов риска выше, когда они выступают одновременно и принимают хронический характер. Именно благодаря хроническому характеру психоэмоциональное перенапряжение и нервное переутомление являются ведущими факто­рами риска, так как возникают в результате воздействия разных фак­торов риска. При нервном перенапряжении напряженность нервных и приспособительно-компенсаторных механизмов резко возрастает, ла­бильность и гиперкомпенсация повышаются, вследствие чего возбуди­тельный процесс принимает застойный характер. Развитие нервного переутомления связано с падением процесса возбуждения и лабиль­ности, возникновением процесса истощения. Кумуляция (накаплива­ние) утомления происходит в результате несоответствия между утом­лением и отдыхом.


2. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения.

В процессе умственного труда основная нагрузка приходит­ся на центральную нервную систему, ее высший отдел – головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов – восприятия, вни­мания, памяти, мышления, эмоций. В среднем масса мозга составляет 2 – 2,5% общей массы тела, однако кислорода мозг потребляет до 15 – 20% используемого организмом. В течение 1 мин мозгу необходимо 40 – 50 см3 кислорода, что свидетельствует о высокой интенсивности об­менных процессов в нем. Для этого мозг должен иметь высокий уро­вень стабильности кровообращения. Тем не менее энергетический ба­ланс организма при умственной деятельности изменяется незначи­тельно – на 500 – 1000 ккал выше, чем уровень основного обмена.

Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснаб­жение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровооб­ращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови и по сонным артериям го­ловного мозга. Помимо этого, уменьшение размаха движений диа­фрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы.

Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учаще­ние сердечных сокращений, длительная работа – замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными фак­торами, нервно-психическим напряжением. Все то, что обозначается как неприятности, волнения, нетерпение, все условные рефлексы на обстановку, в которой неоднократно действовали «отрицательные эмоции», напряженная работа в условиях дефицита времени, высокой ответственности за результат, – все это неизменно сказывается на циркуляторном аппарате кровообращения.

В процессе длительной и напряженной учебной деятельности на­ступает состояние утомления, как нормальная реакция организма на выполняемую работу. Объективно она характеризует снижение воз­можностей организма успешно продолжать ее. Утомлению сопутству­ет субъективное чувство – усталость. Утомление часто смешивают с усталостью, считая ее легкой степенью первого. Усталость – психи­ческое явление, переживание, вызванное утомлением. Степень уста­лости и утомления может не совпадать из-за положительного или от­рицательного эмоционального фона деятельности. Однако усталость, по определению А.А. Ухтомского, чуткий «натуральный предупредитель о начинающемся утомлении». Усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, непонимании ее значения, неудачах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижа­ет чувство усталости. Чувство усталости можно снять эмоциями, со­средоточением внимания, усилением интереса к работе. Бывают состо­яния усталости, при которых еще можно совершать умственную рабо­ту, но в ней уже не обнаруживаются творческие начала. Усталый че­ловек может выполнять такую работу относительно долго. Затем на­ступает другой период, сопровождаемый чувством напряжения, когда для выполнения работы необходимо волевое усилие. Дальнейшее про­должение работы в таком состоянии приводит к появлению чувства неудовольствия, нередко носящего оттенок раздражения.

Основной фактор утомления – сама учебная деятельность. Однако утомление, возникающее в процессе ее, может быть значительно ос­ложнено дополнительными факторами, которые также вызывают утомление (например, плохая организация режима жизнедеятельнос­ти). Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, которые сами по себе не вызывают утомления, но способствуют его появлению (хро­нические заболевания, плохое физическое развитие, нерегулярное пи­тание и др.).


3. Работоспособность и влияние на нее различных факторов.

Работоспособность – это способность человека выпол­нять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возмож­ности биологической природы человека, служит показателем его дее­способности, с другой – выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специаль­ные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологи­ческие, физические особенности. Кроме того, для успеха в деятельнос­ти большое значение имеют и такие свойства личности, как сообрази­тельность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность спе­циальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работо­способность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, аде­кватной возможностям личности.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдель­ности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три ос­новные группы: 1-я – физиологического характера – состояние здо­ровья, Сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие; 2-я – фи­зического характера – степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я психического харак­тера – самочувствие, настроение, мотивация и др.

В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темпера­мента. Так, лицам, обладающим хорошей работоспособностью, прису­ща подвижность торможения, преобладание процесса внутреннего возбуждения. Наряду с этим успешность обучения может быть обу­словлена такой типологической характеристикой, как «усидчивость», которой в большей степени обладают лица с преобладанием внутрен­него и внешнего торможения. Аккуратность и сдержанность связаны с инертностью процессов возбуждения и торможения. Работу, требую­щую большой концентрации внимания, более успешно выполняют студенты, которые обладают слабой нервной системой с преобладани­ем внешнего торможения или уравновешенностью, а также инертнос­тью нервных процессов. Задания, не требующие напряженного внима­ния, лучше выполняют лица синертностью возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения. При выполнении учебной работы монотонного характера у лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособ­ности, чем у студентов со слабой нервной системой.

Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе увеличи­вает продолжительность ее выполнения. Результативность выполне­ния оказывает стимулирующее воздействие на сохранение более высо­кого уровня работоспособности. В то же время мотив похвалы, указания или порицания может быть чрезмерным по силе Воздействия, вызвать настолько сильные переживания за результаты работы, что никакие во­левые усилия не позволят справиться с ними, что приводит к снижению работоспособности. Поэтому условием высокого уровня работоспособ­ности является оптимальное эмоциональное напряжение.

Установка также влияет на эффективность работоспособности. На­пример, у студентов, ориентированных на систематическое усвоение учебной информации, процесс и кривая ее забывания после сдачи эк­замена носят характер медленного снижения. У тех студентов, кото­рые в течение семестра систематически не работали, а в короткое время изучали большой объем материала при подготовке к экзаменам, в процессе его забывания наблюдается резко выраженный спад. В оп­ределенной мере снижение работоспособности можно представить как процесс угасания установки. В условиях относительно кратковременной умственной работы причиной, снижения работоспособности может стать угасание ее новизны. У лиц с высоким уровнем нейротизма обнаружена более высокая способность к усвоению информации, но более низкий эффект ее использования, по сравнению с лицами более низкого уровня нейротизма.


4. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме.

Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственны­ми организму естественными биологическими ритмами его психофи­зиологических функций. Чем точнее совпадает начало учебно-трудо­вой деятельности с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее будет учебный труд.

Различают студентов с устойчивой стереотипностью изменения ра­ботоспособности. Студенты, отнесенные к «утреннему» типу, так называемые жаворонки. Для них характерно то, что они вста­ют рано, с утра бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утренние и дневные часы. Наиболее работоспособны с 9 до 14 ч. Вечером их работоспособность заметно снижается. Это – тип наибо­лее адаптированных к существующему режиму обучения студентов, поскольку их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза. Студенты «вечернего» типа – «совы» – наиболее рабо­тоспособны с 18 до 24 ч. Они поздно ложатся спать, часто не высыпа­ются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня затор­можены, поэтому находятся в наименее благоприятных условиях, обу­чаясь на дневном отделении вуза. Очевидно, период снижения рабо­тоспособности студентов обоих типов целесообразно использовать для отдыха, обеда, если же необходимо заниматься, то наименее труд­ными дисциплинами. Для «сов» целесообразно с 18 ч устраивать кон­сультации и занятия по наиболее сложным разделам программы.

Наблюдения показали, что у студентов, которые по оптимуму ра­ботоспособности относятся к группе утренних, в 1,5 раза чаще возни­кает гипертония, чем в группе вечерних. Объясняется это тем, что у «жаворонков» утром организм быстрее и активнее перестраивается с отдыха на работу – уже в 6 ч у этих студентов больше выбрасывается в кровь адреналина, норадреналина, которые поднимают артериальное давление. У студентов вечерней группы внутренние механизмы, вли­яющие на повышение давления, работают медленнее.

Есть еще и третья группа студентов – аритмики, они занимают промежуточное положение между «жаворонками» и «совами», но все же они ближе к «жаворонкам».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: