Эмоционально-личностная дезадаптация чаще возникает:
- в критические переходные возрасты;
- в условиях повышенных психологических и социальных требований к человеку, что сопровождается ростом его психической напряженности;
- при наличии психотравматирующих событий и взаимоотношений в семье, в школе, на работе, с друзьями и т. п.
Дезадаптация может сопровождаться следующими нарушениями:
эмоциональные нарушения;
физиологические нарушения (нарушение сна, потеря аппетита, расстройство пищеварения, головные боли и т. п.);
поведенческие нарушения.
Поведенческие нарушения могут проявляться своеобразно, в зависимости от возраста, например, у детей младшего возраста поведенческая дезадаптация обычно проявляется в форме «срыва тормозных механизмов регуляции поведения», что сопровождается «расторможенностью поведения» (повышенная бессмысленная двигательная активность, эмоциональное перевозбуждение, перепады к плаксивой вялости, апатии, заторможенности). У старшеклассников и взрослых людей дезадаптация проявляется в форме депрессии: угрюмо-сосредоточенное лицо человека, ушедшего в круг своих мрачных мыслей и переживаний. В учебной деятельности эмоциональная дезадаптация проявляется в резком ухудшении концентрации внимания, в снижении функций памяти, затрудненности речи (трудно подыскиваются слова, паузы, запинки, вплоть до заикания), страхе перед контрольными работами, перед вопросами учителя, т. е. познавательные процессы заблокированы отрицательными эмоциями, в результате дезадаптированый человек постоянно думает о том, что его огорчает и тревожит, и фактически не слышит учителя, не понимает текста в книге.
|
|
В отношениях со сверстниками и взрослыми дезадаптированный человек проявляет повышенную раздражительность, грубость либо угрюмую отстраненность, либо полную податливость чужому влиянию на фоне пассивности (эту фазу эмоционального нарушения называют фазой дистресса — физиологического истощения).
Своевременная диагностика и коррекция причин эмоциональной дезадаптации очень важны, так как запаздывание с этой работой приводит к стойким — патологическим нарушениям в личности человека. Различают:
-описательно-симптоматическую диагностику (измеряется степень и характер расстройства);
- причинную диагностику (выяснение причин расстройства).
Для описательно-симптоматической диагностики могут использоваться стандартизованные тесты-опросники: тест Шмишека по выявлению акцентуаций характера, тест Айзенка по самооценке психических состояний (фрустрированность, агрессивность, ригидность), тест ММР1, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков Личко, рисуночный тест фрустрированности Розенцвейга.
|
|
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) состоит из 25 наборов фраз, отражающих отношение к ряду жизненных проблем (самочувствие, настроение, сексуальные проблемы, отношение к родителям и др.). В каждом наборе — 10—19 пронумерованных утверждений. Вначале обследуемый в каждом наборе утверждений выбирает наиболее подходящие для него и соответствующий номер вносит в регистрационный лист, на втором этапе из тех же наборов отбирает наиболее неподходящее, отвергаемое утверждение. Разрешается отказаться от выбора, но семь отказов по двум этапам свидетельствуют об отрицательном отношении к обследованию и защитных реакциях человека. Шкала объективной оценки ПДО сконструирована на основе сопоставления средних частот выборов здоровыми подростками и представителями каждого из типов психопатий и акцентуаций. Объективная шкала позволяет выявить следующие акцентуации у подростков (относительно незначительные отклонения от нормы): гипертимный тип (преобладание возбужденности, активности, «счастливый счастливчик»); циклоидный тип (фазы гипертимности и депрессии сменяют друг друга); лабильный тип (настроение сменяется слишком резко от незначительных причин); астено-невротический тип (повышенная утомляемость, раздражительность сменяются раскаянием и слезами); сензитивный тип (повышенная впечатлительность, чувство собственной неполноценности); психастенический тип (нерешительность, тревожность, мнительность, страхи за будущее); шизоидный тип (закрытый внутренний мир; живет фантазиями, отстраненность от людей, оригинальность суждений, отрыв от реального мира); эпилептоидный тип (злобно-тоскливое настроение с накипающим раздражением, мелочная аккуратность, стремление к власти); истероидный тип (жажда внимания, быть в центре внимания любой ценой, склонность к позерству, демонстративным сценам); неустойчивый тип (отказ от выполнения долга и обязанностей, от учебы, стремление лишь к развлечениям и удовольствиям); конформный тип (полная зависимость от окружающих). Эти типы редко встречаются в чистом виде, чаще проявляется как смешанные.
Шкалы ПДО позволяют измерить степень эмоциональноличностных нарушений человека в текущий момент и спрогнозировать тенденцию изменения характера человека при переходе этих нарушений в хроническую стадию, т.е. спрогнозировать патогенез характера (тенденции в развитии личности, которые происходят при перерастании временной дезадаптации в хроническую). Помимо диагностики типов акцентуаций характера ПДО получает дополнительные показатели:
- показатель откровенности и достоверности результатов;
- индекс В, указывающий на возможность изменения характера вследствие органического - поражения головного мозга;
- показатель реакции эмансипации — стремление освободиться от контроля, опеки старших;
- показатель психологической склонности к алкоголизации,
- показатель психологической готовности к делинквентности, к правонарушениям;
- показатель мужественности — женственности.
Но сиптоматическая диагностика не позволяет выявить причины, которые привели к данным эмоционально-поведенческим нарушениям. Для выявления причин нарушений применяют проективные методики в сочетании с методами беседы, аналитического наблюдения и психоанализа, которые может провести только высокопрофессиональный психолог. Причины нарушений могут быть различны (конфликты в семье, алкоголизм родителей, агрессивно-ревностные переживания по отношению к младшему брату, конфликты в школе и т.п.).
Для определения зоны конфликта (семья, школа, коллектив сверстников) можно использовать проективные методики ТАТ, для детей САТ (детский апперцептивный тест).