Мы создаем свой собственный реальный мир. В каждый момент времени, с каждым полученным сообщением. Каждой выданной нами реакцией. Только от нас зависит, каким смыслом наполнить полученное сообщение. События настолько многогранны, что из каждого можно извлечь свою выгоду.
Отношение к чему-либо определяется рамкой, в которую его поместить. Смена рамки вызывает смену отношения к происходящему. Провоцирует появление новых точек зрения и новых оценок. Такое "переобрамление" в НЛП называется рефреймингом.
Рефрейминг можно делать буквально: выделяя и помещая в различные рамки необходимую информацию. Этот эффект часто используется в рекламе. Да и везде, где требуется заранее задать отношение к подаваемой информации или просто привлечь внимание.
Можно сфокусировать внимание на другой аспект ситуации, и это будет называться рефреймингом смысла. Как говорил домовенок Кузя из детского мультика: "Я не жадный – я домовитый!" Или бессмертное: "Стакан наполовину выпит или наполовину недопит?"
|
|
Когда мы рассматриваем нечто на фоне других обстоятельств, это называется рефреймингом контекста. Он позволяет найти случаи, когда заявленный недостаток мог бы оказаться преимуществом.
Рефрейминг реализует принцип словесной подстройки и ведения. При этом, рефрейминг контекста – это прямое присоединение, а смысла - перекрестная подстройка.
Рефрейминг контекста уместен при сверхобобщениях, когда проблема заявляется в виде: "Я слишком…" или "Я недостаточно…" Рефрейминг содержания полезен при оценках: "Это означает, что…" Соответственно, для работы с контекстом изменяются обстоятельства: "Зато…", а для работы со смыслом – ищется новое значение.
Основная задача рефрейминга – выйти за рамки обычного восприятия проблемы. Показать другую сторону того же события. Когда-то, более привлекательную, когда-то – более шокирующую. Кому что полезнее. Рефрейминг может помочь изменить отношение на более благоприятное, когда нужно просто успокоиться. А может – подстегнуть к решительным действиям.