Годовой цикл функционирования авторского лагеря

Сентябрь Анализ прошедшей смены
Октябрь Подготовка и участие в «Фестивале Лета». Встреча всех участников смены
Ноябрь Набор в педагогический коллектив, знакомство с новичками
Январь Начало разработки новой смены, уточнение состава творческих групп
Январь Выезд педагогического коллектива на сборы
Январь – март Работа по творческим группам: разработка проектов деятельности. Проведение различных мероприятий внутри педагогического коллектива
Начало мая Выезд педагогического коллектива для подготовки к смене
20-е числа мая Поздравление выпускников, работавших в лагере с окончанием вуза
Июнь- июль Участие в различных программах летнего отдыха и оздоровления
Июль- август Сборы педагогического коллектива перед заездом в лагерь
Июль- август Очередная смена лагеря

Специфика субъектов, осуществляющих социальное воспитание, преобладающий стиль отношений. Особенность ситуации педагогов авторского лагеря – студентов вуза состоит, в том, что он с одной стороны, они субъекты воспитания подростков, а с другой – воспитанники небольшой группы команды старших (по возрасту, опытности, положению в общности) педагогов.

Все участники молодежного педагогического коллектива - коллеги, сотрудники одной организации, которые вместе работают, участвуют в субботниках, отдыхают, развлекаются. Так, например, при подготовке смены, сборов педагогический коллектив включается в творческое созидание, выступая как своеобразное проектно-конструкторское бюро. Продуктом разработки становятся программы работы, планы проведения сборов, методические рекомендации и сценарии мероприятий. В каждом авторском лагере от времени практикуются мероприятия, рассчитанные в первую очередь на педагогический коллектив – это различного рода игры, конкурсы. Одним из кульминационных моментов в жизни авторского лагеря являются «генеральные репетиции» смены. Они проходят, как правило, в каникулы зимой и весной (два-три дня) и непосредственно перед сменой (в течение пяти-шести дней). Основные задачи этих форм можно сформулировать так: прожить отдельные элементы смены, окончательно выстроить последовательность эпизодов программы, скоординировать взаимодействие служб, центров, временных объединений, вжиться в символику быта лагеря: разучить песни, ритуалы. Определенное место при подготовке к смене занимает изготовление символика, атрибутики, а накануне заезда детей в лагерь при подготовке базы к началу смены, весь без исключения педагогический коллектив включается в грандиозную уборку. Общий для всего педагогического коллектива «философский кружок» возникает в какие-то принципиальные моменты жизни лагеря: после проведения смены, сборов и т. п.

Существует один момент во взаимоотношениях детей и взрослых, когда они ощущают единство и причастность к сообществу авторского лагеря это встречи – сборы участников смен в сентябре - октября. В основе возникновения этой традиции – желание обратиться к совместным переживаниям прошедшей смены, увидеть друзей.

Обоснование понятия. В двадцать одной диссертационной работе по филологии и по одной (искусствоведение, философия, история), которые были защищены в нашей стране с 1987 года по настоящее время, проблема авторства рассмотрена в следующих контекстах: автор как элемент художественного процесса определенной эпохи, в том числе институт авторства как социо-культурный феномен; философская концепция автора, авторское мировоззрение; формы, способы, стиль творческого выражения авторской позиции, точки зрения и проч.; диалог автора с иными субъектами творческого процесса, например с героем, читателем, или в системе автор-посредник (герой, повествователь, текст) - читатель.

Для психолого-педагогической науки категория авторства также не является новой. Проблему распознавания авторской позиции при изучении школьниками и студентами литературы поднимали Л.А. Забродина, В.А. Лимерова, Е.Н. Плыщевская, И.В. Рогожина. А.И. Беляева в 1999 году обратила внимание на формирование умений авторского редактирования у студентов университета. Т.Г. Пузыни в своей кандидатской диссертации, ввела категорию «авторство подростков». Впервые понятие авторство было применено по отношению к ребенку, воспитаннику, ученику. Главной задачей в этом смысле, как указывает в обосновании актуальности проблемы сам соискатель, является преодоление искусствоведческого, психологического характера, метафоричности при использовании термина «авторство». Диссертантка попыталась показать, как в детоцентричном образовательном процессе должна строиться педагогическая деятельность по развитию у подростка мотивации и способностей к самоидентификации в качестве творца – созидателя.

Разрабатывалась феноменология педагогического авторства: авторские курсы учителя (Т.П. Михайлова), авторский урок (И.Б. Трубникова), авторское учебное пособие (И.Ю. Кукушкина), авторские учебные программы (С.В. Обоева, Л.Н. Кузьмина), авторская методика в начальных классах (Н.Н. Ананьева), авторская система деятельности педагога-мастера (В.В. Анисимова, А.В. Перушкин), авторский класс (О.А. Извина). Авторство в рамках педагогических (воспитательных) систем высокого уровня, авторская школа (Т.С. Перекрестова, Т.В. Цырлина). На основе трактовки понятия в словарях, можно считать, что «авторство» – не что иное, как принадлежность произведения автору, разновидность субъектного и субъективного отношения к творческому продукту (произведению науки, литературы и искусства) в процессе его создания и использования. В соответствии с этим, авторский – это лагерь, задуманный и осуществленный автором (авторами).

Согласно современным словарям под авторской школой понимают обычно экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом. Опираясь на те же источники можно утверждать, что авторские лагеря возникли вслед за авторскими школами, в рамках определенной моды на педагогическое авторство. В своей кандидатской диссертации Т.Ф. Асафова назвала данное явление социально-педагогическим творчеством. Автор определила социально-педагогическое творчество как «процесс создания новых образцов жизнедеятельности поливозрастных воспитывающих общностей, обеспечивающих саморазвитие личности в процессе преобразования окружающей социальной среды».[4] Опираясь на эту идею можно говорить об авторских лагерях как социально-педагогической инновации, общественно-педагогической инициативе.

Доказательством того, что авторские лагеря возникли вслед за авторскими школами, может служить тот факт, что расцвет авторских лагерей пришелся на начало 90-х годов, а термин авторская школа вошел в обиход в конце 80-х годов. Также как и авторские школы, лагеря появились в обстановке «децентрализации управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением принципа их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования».

Общей чертой авторских школ и авторских лагерей является еще и то, что их концепции и практика обычно существенно отличаются от традиционной практики школ и лагерей, «часто строятся на противопоставлении этой практике, её критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными». Основа авторского лагеря, как и авторской школы – это заранее разработанный оригинальный (отсюда - авторская школа) концептуальный проект.

Еще одна аналогия. Если в авторских школах в роли создателей выступали как учёные, так и практики, то в авторских лагерях это были практики, часть из которых становилась учеными в процессе создания своей авторской концепции воспитания. Широкая эксплуатация понятия «авторская школа», привела к тому, что этот термин стали применять и к наиболее известным образовательным учреждениям прошлых десятилетий («колония А.С. Макаренко», «школа В.А. Сухомлинского» и др.). То же самое можно сказать и о «Комсорге», «Комсорге ПТУ» времен А.Н. Лутошкина и Л.И. Уманского, о «Соколенке» 70-80гг.

Поэтому рискнем предположить, что авторский лагерь, это такая воспитательная организация, в которой все участники общности (опытные и начинающие педагоги, дети и взрослые) ориентируются на самореализацию в качестве автора, развиваются и соответствующие способности. Причем предметность у этого авторства различная: для педагогов – авторское мероприятие, методическая разработка, авторская программа, авторская система работы и т.д., а для подростков – авторство поступка, выбора, проекта маленькой жизни, называемой лагерной сменой.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: