«Кисс-пресс» — это газета для кошек. Именно «для» кошек, а не «про» кошек. Многие полагают, что в этом нет принципиальной разницы: «для» или «про». Это, конечно же, не так. Разница есть. Увидеть ее можно хотя бы в названиях рубрик. О чем пишут в газете «про» кошек? О том, чем кошку кормить, чтобы у нее повышалась шерстистость. О том, как обустроить кошачий туалет. О том, как уберечь мебель от кошачьих когтей. О том, каким шампунем мыть кошку перед выставкой. В общем, в газете «про» кошек сообщается разная полезная информация для хозяев мурок и барсиков. А вот в газете «для» кошек рубрики совсем другие:
«Кэтленд» (рассказы о международных событиях)
«Муртервью» (интервью со знаменитыми личностями)
«Кошкономика» (заметки об экономических проблемах)
Кримяулистика» (криминальные новости)
«Муркиада» (сообщения о спортивн соревнованиях и рекордах)
«Кот-лето» (советы по организации летнего отдыха)
«От котюр» (новости высокой моды
«Васькмен» (страничка для мужчин
«Ля мур» (брачные объявления)
|
|
«Котятки» (рассказы и стихотворения для маленьких детей)
«Мурмелад» (страничка кулинарных советов)
«Мяутека» (тексты и ноты любим песен).
В общем, в газете «для» кошек есть все что есть и в человеческих газетах: политика и экономика, культура, спорт, реклама и светские сплетни. Она изготовляется точь-в-точь как для людей. Отличие же ее от человеческих газет заключается в том, что вся информация в «Кисс-прес подается как бы от имен самих кошек. Это значит, что все корреспонденты «Кисс пресс» придумывают себе псевдоним (обычно их выбирают из кошачьих кличек), вживаются в кошачьи образы и начинают смотреть на мир кошачьими глазами. А что такое мир «кошачьими глазами»? Это, прежде всего, мир самих кошек. Поэтому корреспонденты международного отдела пишут не о президенте Клинтоне, а о его любимом коте по кличке Со Поэтому журналисты из отдела культуры сообщают не о туре А. Пугачевой, а о шумном кошачьем концерте на соседней крыше. И специалисты из отделе криминальных новостей рассказывают не о солн! ной мафии, а о драке между котами, поделившими территорию. А кто еще кроме корреспондентов «Кисс-прес проинформирует о том, какие самые популярные в этом сезоне имена у новорожденных котят... о том, каково здоровые кошки, выпавшей на прошлой неделе из окна... о том, на сколько граммов поп; вился за месяц самый толстый кот ра] на? В общем, все, что происходит с кошками всего мира и ближайшего кварта — это и есть те новости, которые мо> узнать лишь из «Кисс-пресс». Самыйг лавный недостаток «Кисс-пресс» — то, что сами кошки не могут ее прочесть. Из котов, владеющих грамотой, на сегодняшний день известен лишь Матроскин. Поэтому газету «для» кошек читают кошкам их хозяева. Они берут своих любимцев на руки и, поглаживая их по шерсти, пересказывают то, что написано в газете. Утверждают, что кошки в этот момент как-то по особенному навостряют уши.
|
|
- Клуб фантызеров
Фантазеры — это не то же самое, что и фантазеры. Фантазеры — это люди, которые умеют и любят мечтать, воображать, придумывать, в общем — фантазировать. А фантазеры — это люди, которые умеют и любят играть в «фанты». В свою очередь, «фанта» — это старинная народно-аристократическая игра.
Обычно игра в фанты проходит в два этапа. На первом этапе у участников игры отбираются различные предметы, которые и называются фантами. Предметами могут быть: расчески, носовые платки, часы, ремни, колечки, бантики и т.д., вплоть до носков и очков. Отбираются эти предметы двумя способами. Первый — когда всем собравшимся просто говорят: «Дайте, пожалуйста, какую-нибудь вашу личную вещь». Второй способ — когда вещи отдают не просто так, а проигрывают. Проиграть вещь можно в любую игру. Например, в такую игру на внимание, как «Птица, рыба, зверь». В этой игре ведущий указывает рукой на любого из участников и произносит, например: «Зверь». Если участник в течение трех секунд называет любое млекопитающее существо, он «остается при своем». Если же участник замирает в растерянности, ведущий выносит ему приговор: «Раз, два, три, фант гони!». Так, поочередно указывая на игроков и требуя от них вспомнить названия зверей, рыб и птиц, ведущий собирает дань в мешок, коробку или сумку.
Затем начинается второй этап фантазирования, в котором требуется также и фантазирование. Кто-то из игроков, обладающий наиболее развитым воображением, встает спиной к собравшимся. Ведущий достает из коробки предметы и вопрошает: «Что сделать этому фанту?». Игрок придумывает для хозяина предмета веселое задание. Затем все определяют, кто же хозяин фанта, и ждут, когда хозяин выкупит свою вещь. А выкупить ее можно одним лишь способом — выполнив предложенное задание.
Примеры могут быть и другими, посложнее: чем старше составители задач, тем более трудные задачи им по плечу. Всего задач нужно придумать столько же, сколько написано примеров: по одной задаче на пример.
Задачи, как положено на «олимпиадах-остериадах», аккуратно переписываются на двойной листок и сдаются проверяющему. Проверяющий оценивает остроумность задач и через несколько часов (или на следующий день) сообщает результаты проверки. Самые веселые задачи при этом зачитываются вслух. А самому остроумному придумывателю задач вручается награда — книга Г. Остера. Так, на одной «ос-териаде» книгу получил умный второклассник, который сочинил такую задачу: «Во время соревнований по бегу вприпрыжку Аня Девочкина установила рекорд: она пробежала 30 метров, сделав при этом 45 припрыжек. Сколько времени тратила Аня на одну припрыжку, если известно, что на пробегание одного метра она расходовала 2 секунды?»
- Кукольный театр
Дети очень любят кукольный театр. Любят смотреть кукольные спектакли и любят их ставить. Предложите каждой группе поставить маленький спектакль. Он может быть изложением известной сказки «Конек-горбунок», «Аленький цветочек», «По щучьему веленью». Он может быть создан по мотивам взрослого фильма «Спрут», «Рабыня Изаура», «Приключения Шерлока Холмса». А можно просто предложить ребятам темы и пусть они сами сочинят сценарий, изготовят необходимые куклы и покажут представление. А темы могут быть необычные: «Крокодил и воздушный шарик», «Ночь в магазине игрушек» или «Самый счастливый день старого чайника». Сложно будет с изготовлением кукол, поэтому вы подскажите ребятам, что куклами могут быть ложки, стаканы, носовые платки, домашние тапочки, карандаши, — в общем, все, что есть под рукой. Поставьте ширму для кукольников, установите стулья или скамейки (а можно просто коврики) «в зрительном зале». Пригласите друзей из младшего отряда или класса и начинайте свой фестиваль кукольных театров.
|
|
- Листая словарь
«Листая словарь» — форма групповой работы с детьми, имеющая задачи пробудить интерес к слову, формировать привычку внимательно относиться к речи, формировать представление о вербальном языке как ценности. Это простое по форме групповое дело развивает также мышление и внимание, логику, пробуждает интерес к индивидуальным особенностям личности, формирует культуру общения, помогает выявить интеллектуального лидера и пр. Остановимся лишь на воспитании ценностного отношения к слову.
Извлекая из словаря (толкового, этического, философского, иностранных слов, энциклопедического...) одно слово в его лексическом значении, педагог предлагает участникам обсудить жизненное явление, отраженное в слове. Чтобы лексическое значение не искажалось, слово выписывают на доске либо через проектор экспонируют запись на экран. Обсуждение ведется свободно, без жесткого алгоритма. Кто-то вспомнит случай из своей жизни и обозначит его этим словом («Это и был конфликт»), кто-то даст оценку явления, отраженного в слове («Очень полезная вещь — рефлексия»), а кто-то признается: «Никогда не задумывался над «амортизацией» души. Иногда сообщают о том, что не понимали значения слышанного ранее слова («Часто говорят «нувориш», а никто не объясняет, что это такое, я думал, что это бандит»).
Можно организовать словарную работе с двумя группами. Тогда она принимает форму «Мы хотим вам подарить хорошее (полезное, веселое, нужное и т.д.) слово», и свободная беседа переходит в компактное сообщение о значении, содержании, употреблении и стилистике предъявляемого слова. Иногда это делается в театрализованной форме.
|
|
- Литературная игра
Утром библиотекарь сообщает, что в библиотеке произошло ЧП — из книг сбежали все любимые герои. Предлагается найти их в течение дня. Определенная группа ребят заранее по секрету готовится изображать героев любимых книг (подбираются наиболее распространенные в детском возрасте книги). Из бумаги и картона готовятся костюмы. Подгримированные и одетые «герои» заранее прячутся (Тимур с командой, например, прячется на чердаке, Черномор и 30 витязей прекрасных около речки или озера, Баба Яга в дупле и т. д.). Дети ищут пропавших героев в окрестностях лагеря, школы. Выигрывают классы или ребята, которые сумели разыскать наибольшее количество пропавших «героев» и вернуть их в библиотеку (библиотекарь сообщает, сколько и каких героев пропало).
- Митинг сказочных героев
В последнее время митинги стали привычными в нашей жизни. Чтобы провести митинг, надо немного. Во-первых, установить трибуну Во-вторых, собрать вокруг трибуны немного слушателей. В-третьих, предложить кому-нибудь выйти на трибуну и громко о чем-нибудь поговорить 2—3 минуты.
При этом обычно принято употреблять такие слова, как «мы требуем...», «мы протестуем...». А еще можно написать на бумаге большими буквами всякие слова — это называется «плакаты» или «транспаранты». Теперь представьте, что митинг решили провести герои любимых детских сказок (например, «Приключения Буратино», «Малыш и Карлсон», «Трое из Простоквашино», «Незнайка и его друзья»). О чем могут говорить с трибуны герои сказок, к чему могут призывать, кого защищать, что они напишут на своих транспарантах? Придумайте все это вместе с вашими детьми. Пусть каждая группа выберет себе одну сказку, а ребята распределят между собой роли персонажей этой сказки, сделают элементы костюмов. Но это еще не главное, главное выбрать того, кто имени всех героев сказки сможет сказать речь. Речь должна быть веселой, со чинить ее выступающему должна помочь вся группа. И еще, пусть вся группа при думает и напишет лозунги. Если все готово — можно начинать митинг. Вам придется стать сказочником-ведущим митинга. Пусть этот митинг будет не злым и не скучным, как порой это бывает у взрослых.
- Молодецкие потехи
Молодецкие Потехи — это почти то ж самое, что и Олимпийские Игры. Только игры проводили древние греки, а Потех организовывали предки славян. Это во первых. Во-вторых, спортсменов, участвующих в Играх, называли атлетами, участников Потех — просто молодцам! В-третьих, атлеты соревновались, как известно, голыми, а молодцы ввиду суровости климата — в одежде. Четвертые Олимпийские Игры запрещено было посещать женщинам. Молодецкие Потехи начаться не могли, если рядом не был девушек. В-пятых, награждали призере Игр лавровыми венками, а победителе Потех — поцелуями. А так, во всем остальном, никаких отличий. Правда, ешё и виды единоборств, в которых соревновались атлеты и молодцы, были совершенно разными.
Один византийский путешественник! посетивший в те далекие времена земли славян, описывает в своих путевых заметках 10 видов состязаний, которые он ли1 но видел, оказавшись волей случая в Молодецких Потехах. В адаптированном переводе на современный язык эти вид состязаний можно было бы назвать так
- Влезание на столб
- Бег в мешках
- Перепрыгивание через лужу.
- Сбивание друг друга с бревна мешком с соломой.
- Бег на бочках.
- Метание булыжника.
- Сбивание пастушьим хлыстом мухомора.
- Ходьба на ходулях.
- Отрывание друг друга от земли.
- Выпивание большого ковша с квасом.
Заканчивались Потехи перетягиванием каната. Олимпийские Игры возродил в 1896 г. француз Пьер де Кубертен. Сейчас, по прошествии ста лет, появилась надежда, что кто-нибудь другой сумеет возродить и Молодецкие Потехи.
- Музей асфальтовой живописи
Музей асфальтовой живописи (МАЖ) имеет три отличия от любого другого художественного музея. Во-первых, если во всех галереях картины висят перпендикулярно полу, то в МАЖе они «лежат». Во-вторых, если на других выставках картины время от времени снимают и переносят, то в МАЖе они неподвижны с момента создания до окончания их века. (Еше никто не догадался взламывать асфальт с целью извлечения и транспортировки асфальтовых шедевров.) И, в-третьих, если в обычных музеях картины, как правило, имеют форму прямоугольника, то в МАЖе предпочтенье отдается треугольнику и кругу — а именно такой формы произведения чаще всего создают асфальтовые художники. В силу всех этих обстоятельств выставки в МАЖе организуются так. Художникам сообщается время открытия и место расположения выставки. К определенному часу в назначенном месте на асфальте прочерчиваются рамки будущих полотен. Пришедшим художникам выдаются мелки и краски (иногда эти материалы живописцы приносят с собой). А еще художникам сообщается тема экспозиции — все выставки в МАЖе исключительно тематические; это значит, что рисовать «что заблагорассудится» нельзя, можно рисовать лишь то, что соответствует теме. Наиболее излюбленные темы экспозиций
каждом рисунке — солнце»,
«Краски моего города»,
«Портреты страны Мульти — Пульти»,
«Мечта в картинках»,
«Олимпийская радуга»,
«Разноцветный зоопарк»,
«Космические зарисовки»,
«Пейзажи подводного мира»,
«Галерея сновидений»,
«Палитра народных сказок».
Каждый художник (или каждое товарищество художников) создает свою картину в отведенной для него рамке. Причем — за строго определенное время. Лишь только это время истекает — выставка открывается. Вход на нее всегда бесплатный.
Как правило, на асфальтовых выставках бывают художественные советы группы экспертов по картинам на асфальте. Эти советы коллегиально выбирают лучшие произведения и награждают их авторов. А еще по решению экспертов самые выдающиеся картины запечатлеваются на цветную фотопленку — увы, пока еще нет другого способа сохранить бесценные шедевры для будущих поколений.
- Музыкальная карусель
Карусель, как известно, движется по кругу. По кругу бегут лошадки, слоники, верблюды. По кругу друг за другом скачут и их седоки. Только ветер свистит в ушах, и меняется пейзаж вокруг.
А вот для «катающихся» на «музыкальной карусели» пейзаж не меняется. В «музыкальной карусели» участники заезда остаются на месте, а по кругу движутся песни. Песни, которые участникам надо вспомнить. Начинается «катание» на «музыкальной карусели» с расстановки стульев. Стулья ставятся по кругу, и их может быть от 5 до 15 — все зависит от того, сколько найдется желающих «прокатиться». Порой таких желающих не находится — ведь и на обычной карусели не все дети смелы, многие просто боятся взобраться на осла или жирафа. Чтобы участники меньше трусили, им можно заранее сообщить «тему заезда». Тогда еще до начала движения в спокойной обстановке, советуясь с друзьями, «катающиеся» смогут подготовиться и подобрать те песни, которые им предстоит пропеть (или проговорить). Смелым детям, т. е. знающим много песен, тему предварительно сообщать необязательно.
Заезд начинается с определения того, кто будет первым отвечающим, т. е. поющим. От него и начинается движение песен по кругу: от одного участника к другому по часовой стрелке. Главный карусельщик нажимает кнопку «Пуск», объявляет тему, участник № 1 вспоминает одну из песен на эту тему, тем самым «передавая эстафету» участнику № 2. Время на переход песни к следующему участнику «заезда»— 15 секунд. Если кто-либо из «катающихся» не может вспомнить очередную песню в течение 15 секунд, считается, что у него закружилась голова, ему стало плохо и, значит, его следует срочно ссадить с карусели. Ссадить с карусели во время заезда придется всех, кроме одного: самый крепкий, т. е. самый эрудированный, остается. Этот знаток песен будет объявлен победителем заезда. А затем все начинается сначала: места «лошадок» и «верблюдов» займут участники следующего заезда, в котором будет задана уже другая тема и. скорее всего, будет другой победитель. А в заездах на «музыкальной карусели» в качестве основной темы могут быть такие песни, в которых упоминаются:
— названия городов;
— вода в любом из ее агрегатных состояний;
— родственники (мама, папа, бабушка и т. д.);
— домашние животные;
— еда и напитки;
— различное время суток;
— различные элементы одежды;
— музыкачьные инструменты;
— слово «песня» и т.д.
- Мыльная феерия
Французское слово «феерия» обозначает «зрелище, сопровождаемое яркими, красочными эффектами». А что может быть более ярким, красочным, чем мыльный пузырь? Только надо, чтобы мыльные пузыри были в большом количестве «Мыльная феерия» — это соревнование; выдувальщиков мыльных пузырей. Есть два основных способа их выдувания, через трубочку и через рамку. Во время соревнования выдувальщикам разрешалось пользоваться любым из этих способов. Главное — чтобы метод выдувания позволил выдувальщику пройти 5 этапов турнира. А этапы в «мыльной феерии» такие:
I. «Самый большой пузырь». Участникам соревнования необходимо выдуть максимально большой пузырь.
II. «Самый долгоживущий пузырь»-Участникам соревнований необходимо выдуть пузырь, который проживет максимально длительное время.
III. «Самый далеко летящий пузырь
Участникам соревнования необходимо выдуть пузырь, который сможет пролететь максимально большое расстояние от места выдувания до места, где лопнет.
IV. «Самый точный пузырь».
Участникам соревнования необходимо выдуть пузырь, который приземлиться максимально близко к обозначенной на земле посадочной точке.
- Огонек
Вечерний «огонек» не просто традиция а важный компонент самоуправления ребят. Проводить его можно каждый день. Цель «огонька» — выяснить, как прошел день — маленькая жизнь, что удалось, а что нет. «Огонек»—лучшее изобретение орлятской методики. Самые важные вопросы «огонька»: что хорошего принес: день твоим друзьям, всем людям? И мешало? И как завтра будем жить, что делать? Не превращайте «огонек» в судилище и бестолковое разбирательство конфликтов. Он ведь еще и на ночь ребят должен настроить. Учите ребят законам открытости и доброты. Пусть говорят, обижая других, по делу, требовательно уважительно. Тихо и в то же время, что бы все слышали, и о самом важном. Не навязывайте ребятам свое мнение. Чтобы умели говорить, анализировать, делать оценки и предложения, пускайте эстафетную (волшебную) палочку по кругу. У кого она в руках, тот говорит. А вопросы «огонька» очень просты: что мы сделали нужного, полезного? Дружно ли жили и работали? Довели ли дело до конца? Кому надо сказать «спасибо»? От чего в следующий раз отказаться? Что будем делать завтра? Кому поручим дело? На «огоньке» может быть гость. Оставьте ему у костра гостевое место. Спутники «огонька» — новая идея, новая (старая) песня, интересные истории, игра. «Огонек» — это старый, добрый лагерный костер, у которого говорят «за жизнь», поют негромкие песни или просто молчат. У костра в голову приходят самые главные и самые серьезные мысли. А вслух говорятся самые важные и нужные слова. О прожитом дне, о дружбе, о чести. Роберт Баден-Пауэлл, родоначальник организации английских скаутов, советовал: «Говори о Боге, Короле и Отечестве только на ночь, только в самом красивом месте округи, только у костра». Хорошо сказано!
- Оранжевая дискотека
Оранжевая дискотека называется «оранжевой» совсем не потому, что танцующие на ней должны быть одеты в костюмы оранжевого цвета, а танцевальный зал выкрашен в оранжевые тона. Оранжевая дискотека называется «оранжевой» и не потому, что на ней исполняются танцы народов Южной Африки, живущих по берегам Оранжевой реки. Оранжевая дискотека называется «оранжевой» потому, что все приглашенные на нее должны иметь при себе апельсин. А «апельсин» на многих европейских языках звучит как «оранж». Апельсины нужны танцующим совсем не для того, чтобы утолять голод и жажду после танцев. Апельсины нужны во время танцев. Ведь оранжевая дискотека — это дискотека с конкурсными заданиями. И во всех заданиях, так или иначе, присутствует апельсин. Главное правило, объединяющее танцевальные задания, звучит так: «Апельсин нельзя ронять на пол». Тот, кто не выполняет этого правила, прекращает танец и отходит в сторонку. Тот, кто справляется с заданием, получает оранжевый жетон. Все заработанные во время дискотеки оранжевые жетоны по ее окончании обмениваются опять же на апельсины. Всего танцевальных оранжевых заданий на апельсиновой дискотеке — 10. Соответственно этим 10 заданиям танцующие исполняют 10 разных танцев.
Твист. Танец исполняется в одиночку, танцующие зажимают апельсин между колен.
Рок-н-ролл. Танец исполняется в одиночку, танцующие зажимают апельсин под подбородком.
Брейк. Танец исполняется в одиночку, танцующие удерживают апельсин на сжатой в кулак ладони.
Макарена. Танец исполняется в одиночку, танцующие во время танца перекладывают апельсин из одной руки в другую и обратно.
Хип-хоп. Танец исполняется парами, танцующие находятся на расстоянии в два метра друг от друга, во время танца они одновременно бросают друг другу свои апельсины.
Медленный фокстрот. Танец исполняется парами, танцующие зажимают один апельсин в руках, другой — между лбами.
Вальс. Танец исполняется парами, танцующие зажимают один апельсин в руках, другой — между животами.
Диско. Танец исполняется вчетвером, танцующие кладут свои апельсины на поднос и удерживают его за четыре угла.
Ламбада. Танец исполняется всеми вместе, танцующие одной рукой держатся за впереди стоящего партнера, другой — подбрасывают и ловят свой апельсин.
Сиртаки. Танец исполняется всеми вместе, в кругу, танцующие удерживают каждый свой апельсин под мышкой.
В оранжевой дискотеке выявляется и абсолютный победитель. Им станет тот, кто заработает больше всех жетонов. Победителю традиционно вручается приз — плюшевый Чебурашка. Как известно, этот зверь неизвестной породы больше всего на свете любил именно
- Педагогиада
Задание: показать урок в одной из школ прошлого, настоящего и будущего. Школа как место, где детям сообщают полезные знания, существует несколько тысячелетий. Учеба в школе делится на промежутки времени, которые назвали уроками. Уроки в разное время проходили по-разному. По-разному одевались учителя и ученики. Разными учебными пособиями пользовались в разные эпохи. Да и преподавали самые разные предметы, в зависимости от того, какие науки считали в тот момент самыми полезными и нужными. Предложите детям показать урок в одной из школ, а в какой именно — пусть определит жеребьевка. Напишите на карточках:
• школа в первобытном обществе;
• греческая школа;
• школа в Средние века;
• школа во время Петра I;
• институт благородных девиц;
• школа во время Февральской и Октябрьской революций 1917г.;
• современная школа на 1,5 тыс. учащихся;
• школа в будущем подводном городе.
За самый интересный урок, в котором предусмотрено будет все (и «школьная форма», и «учебники», и «письменные принадлежности», и «тема урока»), команде-победительнице можно поставить пятерку. Как? Например, нарисовать ее красной гуашью на лбу отличника чтобы все видели и уважали.
- Перестроенный процесс
«Перестроечный процесс» — игра командная. Играют в нее две и более команды, состоящие из десяти человек каждая. Задача команд очень проста — построиться в одну линию согласно прозвучавшему распоряжению. Команда, построившаяся быстрее других, получает 10 очков (за второе место присуждается 9 очков и т.д.). Чтобы заработать еще очки, команды должны перестроиться, т. е. построиться в одну линию, но по-другому, согласно новому распоряжению. Всего построений-перестроений нужно сделать 10. Распоряжения при этом звучат такие:
— построиться по росту в порядке увеличения;
— построиться по весу в порядке уменьшения;
— построиться по размеру обуви в порядке увеличения;
— построиться по длине волос в порядке уменьшения;
— построиться по цвету глаз в порядке увеличения светлости;
— построиться по первой букве имени в алфавитном порядке;
— построиться по величине растяжки большого и указательного пальцев в порядке увеличения;
— построиться по количеству пуговиц на одежде в порядке уменьшения;
— построиться по ширине плеч в порядке увеличения;
— построиться по величине кулака в порядке уменьшения.
На перестроечной площадке действует «госприемка» — так называется комиссия, которая проверяет правильность построения, т. е. его соответствие распоряжению. У представителей этой комиссии есть необходимый проверочный инвентарь: весы, линейки и метры, список букв алфавита (для проверки распоряжения № 6). Если комиссия обнаруживает брак в построении, она вычитает из суммы, заработанной командой, по одному очку за каждое нарушение. Поэтому участники «перестройки» стремятся выполнять распоряжения не только быстро, но и качественно.
Команде, заработавшей наибольшее количество очков и ставшей победительницей соревнований, вручается вымпел «Передовики перестройки».
- Праздник русского хоровода
Хоровод — русская народная игра — движение по кругу с пением и пляской, вообще цепь вставших по кругу людей — участников обшей забавы. Известны хороводы обрядовые и необрядовые, игровые и плясовые, круговые и некруговые. Движение в хороводе может быть по кругу, полукругу, шеренгой, цепочкой, по спирали. Хоровод на Руси вечером водили самые достойные девушки. Значит, возможен и некий конкурс ведущих хоровод. В хоровод можно и нужно включать массовые народные игры, прежде всего, ритмические хороводные.
- Приглашение к чаю
В приглашении к чаю много символического. Во-первых, чайная чашка, передаваемая из рук в руки: кого бы ты из всех сейчас хотел пригласить на чай? Во-вторых, алгоритм поведения: кого именно пригласишь — о чем с ним хотел бы поговорить — что ему скажешь — что услышать хотел бы в ответ. В-третьих, момент преподнесения чайной чашки как знак симпатии, уважения, признания достоинств желаемого партнера для общения и момент принятия ее избранным партнером как благодарность за интерес к твоей личности. В-четвертых, когда чайная чашка пуста и уже не ведется разговор о продуктах, угощении, сластях, общение, которое объявлено целью встречи, продолжается. В-пятых, музыкальное сопровождение продумывается так, чтобы оно (например, «Приглашение к танцу» Вебера или отражало психологическое состояние или создавало душевный настрой и приглашающего, и приглашенного. Названная тема «Приглашение к чаю» может перерасти в «Приглашение к совместно! работе» или примет общую форму «Приглашаю к...»?
В «Приглашении к чаю» много психологических моментов: выбор происходи на глазах группы; следует найти мотивировку и облечь ее в соответствующую вер бальную форму; необходимо пластически исполнить необходимые действия и не оказаться в неудобном положении. Ест и этические моменты: нельзя никого оби деть, производя выбор; приглашение н должно показаться бестактным, грубым следует продумывать формулировки обращения. Педагог может оказывать помощь но она не должна быть явной. Тонкие корректировки педагога должны быть деликатными и почти незаметными для детей. «Приглашение к чаю» обладает больше силой гуманизации взаимных отношений психологически раскрепощает детей.
- Проблема на ладошке
Предлагаемая форма работы «Проблема на ладошке» призвана помочь ребенку стать субъектом и стратегом собственно жизни, помочь ему в самореализации Методика проведения занятия прост; Дети садятся в круг или располагаются полукругом. Каждый ребенок по очереди держит на ладошке предмет, символизируюший Жизнь (или проблему), и высказывает свое личное отношение к ней.
В качестве иллюстрации приведен один из возможных вариантов такого занятия, небольшой фрагмент. Педагог держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к классу: «Я смотр на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля—тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?»
Процесс коллективного размышления, личностного «взросления» каждого участника возможен при условии соблюдения педагогом сл едующих двух условий. Во-первых, наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка... практически любой предмет. Главное, чтобы он был ярким, отвечал требованиям эстетического вкуса. Так как дети, сосредоточиваясь на проблеме, будут манипулировать им, желательно, чтобы его приятно было держать в руках (предмет не должен вызывать отрицательных эмоций: быть холодным, металлическим, пластмассовым и т. п.). В то же время профессионализм педагога заключается не в выборе предмета, а в умении предъявить его детям в его нравственно-ценностном, социокультурном значении. Только тогда может начаться процесс духовного творчества каждого воспитанника. Происходит маленькое «чудо»: не мячик (размеры и красота могут быть различны), а ребенок как субъект собственного жизненного пути и его Жизнь предстают перед нами. Свеча—огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок — не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира, память о родном, близком, любимом человеке...
Во-вторых, целью занятия не является поиск «единственно правильной» истины или метаистины. Здесь вообще не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Есть движение мысли, есть эстафета личностных смыслов: что значит предъявленная ценность лично для меня?
Цель данной формы — создание ситуации, порождающей потребность в философствовании. Результат — мысль каждого участника, которую не следует сдерживать. Не важно, будет ли она изложена ясно, логично или у кого-то будет похожа на нечленораздельный лепет. Важно, чтобы для каждого ребенка произошло прозрение относительно его связей с миром, другими людьми. Должно прийти понимание, что наши проблемы не могут существовать только внутри нас, ведь наша жизнь протекает в мире людей.
- Путешествие в страну Вообразилию
Школьникам предлагается задание: придумать страну, которой никогда не существовало, и рассказать о ней. Вы знаете, сколько стран на нашей планете? Почти 200. Некоторые из них очень древние, их история насчитывает несколько тысячелетий. Некоторые совсем молодые, они возникли недавно. Но у каждой страны, древняя, она или молодая, есть свое лицо. Лицо страны не похоже на лицо человека. На нем нет носа, или глаз. Лицо страны — это:
• ее герб, флаг, гимн;
• ее столица, знаменитые маленькие или большие города;
• ее жители, говорящие на незнакомом нам языке;
• знаменитые люди и памятные события;
• заводы, фабрики, выпускающие необычную продукцию;
• поля с удивительными сельскохозяйственными культурами и фермы с непривычными нам животными;
• непохожие на наши денежные знаки;
• обычаи, кажущиеся нам странными привычки и манеры ее жителей;
• это песни, исполняемые в сопровождении народных инструментов;
• это традиционные национальные танцы.
Предложите ребятам отправиться в страну, которой нет ни на одной карте. В страну, которую вообразят сами ребята. Пусть они дадут ей название, нарисуют ее герб. Пусть придумают, чем занимаются ее жители, как они здороваются, едят, спят, что делают по вечерам.
Пусть они покажут лицо своей страны-фантазии. И после того, как ребята придумают новую страну, можно провести заседание клуба путешественников-фантазеров. Его ведущий может предложить каждой группе путешественников рассказать о своей стране. Он может предложить высказаться сразу всем в течение 10 минут или давать слово несколько раз по очереди. Сначала узнаем названия стран, потом услышим о знаменитых людях, потом посмотрим «народные» танцы и т. д. В конце встречи ведущий поблагодарит всех за интересный рассказ и показ и от имени Клуба наградит путешественников.
- Пять минут с искусством
Практика создала гибкую, легкую форму приобщения детей к искусству, получившую название «Пять минут с искусством». В ней реализуется, прежде всего, исходный принцип «малой дозировки»; коль скоро отлученные от искусства дети не приучены к художественному мышлению, первоначальное организуемое общение с искусством должно быть недолговременным и малообъемным во имя предотвращения утомления и снижения внимания к демонстрируемому произведению.
Название говорит само за себя: дети в течение коротких, но эмоционально напряженных минут воспринимают одно или несколько (согласно замыслу) произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Смысл формы в свободном общении и свободном высказывании впечатления о произведении искусства — без попытки навязать какую-либо точку зрения, даже если речь идет о работе всемирно известного художественного гения.
Методически такой миг общения основательно продумывается. Здесь важно все: интерьер, расстановка стульев, демонстрационное место, момент предъявления произведения, вступительное слово для психологического настроя, расположение педагога в момент восприятия художественного произведения, заключительный аккордно-финальный момент. Очень важна и поставленная перед детьми перспектива будущей «пятиминутки»: «В следующий раз мы с вами...»
Содержание организованной художественной деятельности детей зависит целиком от арсенала технических и наглядных средств школы: наличия репродукций, фонозаписей, слайдов, художественных альбомов, скульптурных копий, фотографий и, возможно, оригинальных художественных творений. Отбор художественного произведения для демонстрации настолько индивидуален, что вряд ли допустимы какие-либо методические советы. Принципы отбора могут быть самыми разными: в связи с юбилейной датой, в связи с протекающими событиями, в соответствии с настроением, хронологический, тематический, «жанровый» и т.д. Наилучшим методическим решением ситуации, сложившейся на данный момент в массовой школе, является использование двойного (аудиовизуального) художественного ряда, когда одновременно демонстрируются произведения разного вида и одно из них выступает в роли фона, усилители впечатления. НапрИдМер, на экран проецируется с помощью диапроектора картина Боттичелли «Весна» в сопровождении музыки Вивальди или портрет Струйской кисти художника Рокотова под звуки ноктюрна Шопена. При этом активизируются два психологических канала восприятия: визуальный и аудиальный, обоюдно друг друга усиливающие. В итоге дети получают сильное впечатление. Положительные эмоции вызывают интерес к искусству и желание новых минут эстетического наслаждения.
- Расскажи мне обо мне
У всех ребят есть потребность в информации о своей личности. Все дети хотят знать, что о них думают сверстники. Особенно тяготеют к этому подростки. Выявить мнение ребят друг о друге помогут игровые тренинги, упражнения и обычные камерные детские игры. Можно использовать несколько игровых приемов. «Один вопрос — один ответ»— это, по сути, открытое интервью. Каждый ребенок готовит один нестандартный вопрос кому-либо из своих товарищей. Например, «Чего ты более всего боишься в жизни?», «Если бы тебе предложили роль в фильме «Вперед, гардемарины!», кого бы ты хотел сыграть?», «На какую из планет ты хотел бы слетать и почему?», «Снятся ли тебе цветные сны?». Лучший вопрос и лучший ответ оцениваются призом. «Интервью по кругу» — это быстрые вопросы и ответы, к примеру, у костра, где ребята сидят по кругу. Вопрос задается рядом сидящему, тот — следующему. «Метафоры» — это шуточная игра, в которой мнением о товарище служат его образные оценки типа: «ак-*| кумулятор», «черный ящик», «колючая I проволока», «белка в колесе». Выбирается | объект, и каждый член коллектива говорит,1 о своем товарище метафорически.
- Русская метла
Обыкновенную метлу можно бросать как копье на дальность или точность попадания в круг. Верхом на метле можно бегать («"злить») наперегонки. Оседлав метлу, надо пробежать мимо городков (иных предметов), как в слаломе, не задев их и в самое короткое время. Сбитый городок — штрафное очко.
Верхом на метлах можно играть в футбол («Веселый футбол»). Можно провести «Веселые старты», где метла будет главным атрибутом всех конкурсов.
- Смешинка
Когда человек начинает неожиданно и безудержно смеяться, говорят, что ему смешинка в рот попала. Смешинка — это веселый сюрприз, который готовится втайне одной группой ребят для других. Смешинку могут подарить ученики одного класса ученикам других, старшеклассники — малышам, ее могут подготовить для учителей или гостей.
К первому апреля может быть приготовлен целый «мешок» со Смешинками, в котором будет много самых разнообразных остроумных и веселых шуток и забавных розыгрышей.
Конкретное содержание Смешинки зависит от фантазии ребят, от их художественных и организаторских возможностей, а также от тех традиций, которые сложились в школе.
Это может быть забавная линейка, с которой начинается Праздник смеха. На такой линейке все должно быть веселым и необычным: костюмы, распоряжения, ритуалы, может быть прочитано смешное расписание уроков на день, сообщены невероятные новости, введены «новые» правила поведения... Можно подготовить радиопередачу или видеоновости, рисованный фильм. Тематика фильмов может быть самой разнообразной: «От серьезного до смешного один шаг», «Смеяться, право, не грешно...», «Забавные приключения» и т. д. Смешинка может быть поэтической или музыкальной. Так, на поэтической Смешинке школьные поэты могут прочитать свои стихи забавного содержания, может быть показан мини-театр абсурдного стиха, предложены интересные игры со словом (сочинение буриме, акростихов, стихов на заданную смешную тематику, поэтической рекламы ненужных вещей, несуществующих достоинств, забавных поэтических портретов и т.д.). На музыкальной Смешинке может выступить веселый оркестр с необычными инструментами, малыши могут исполнить смешные инсценированные песенки, старшеклассники провести несоревновательные музыкальные игры. Может быть предложено провести «час оперы», когда все школьники и учителя должны будут петь обо всем, о чем они хотели бы сказать, могут быть даже подготовлены небольшие оперные или балетные спектакли на сюжеты сказок, можно также использовать «салаты» из разных сказок, «сказки наизнанку», биномы фантазии (по Д.Родари), а также сюжеты из школьной жизни и т. д. Прекрасная возможность продемонстрировать свои таланты появится у школьников певцов-пародистов.
Можно подготовить фото-смешинку. Так, например, фотографы могут предложить каждому классу сняться на память в виде большой и дружной семьи, где есть мама, папа, дяди, тети, бабушки, дедушки, а также дети всех возрастов. Рядом с фотоателье могут работать гримерная и костюмерная, где «самым старшим» и «самым маленьким» членам «семьи» окажут помощь в том, чтобы они выглядели наиболее естественно. Очень весело проходит фотографирование, если фотографы готовят специальные сюжетные рисунки на большом картонном полотне с прорезными отверстиями, в которые должны выглядывать фотографирующиеся.
Дни, когда в школу приходит Смешинка, могут стать традиционными и проводиться не только первого апреля. Это могут быть и сентябрьские, и январские Смешинки, они могут иметь тематическую направленность, например: осенняя Смешинка — в день Праздника урожая, математическая Смешинка — во время проведения недели математики и т. д.
- Спасение Дюймовочки
Организатор сообщает младшим ребятам, что внезапно получено письмо от Дюймовоч ки (Буратино, Чиполлино, Золушки и т. д.). Дюймовочка пишет, что злая страшная жаба унесла ее, чтобы навсегда заключить в нору к кроту. Дюймовочка просит детей спасти ее от злой жабы. Она будет оставлять по дороге различные знаки: цветы, листья, веточки, указывающие направление, по которому ее уносит жаба. Весь отряд отправляется искать и спасать Дюймовочку. Действительно, по дороге они находят знаки, которые помогают догнать жабу и Дюймовочку. После долгих поисков и поворотов в земле под камушком находят письмо. Дюймовочка сообщает, что, опасаясь преследования, жаба решила закопать ее в землю, но Дюймовочка оставит знак, по которому ее найдут. Дети ищут знак, раскапывают землю и находят крохотную куколку. Так спасена Дюймовочка. Сюжет не замысловат, но малышам нравится. Этот сюжет можно варьировать по содержанию наиболее любимых детских сказок. Целлулоидных кукол, персонажей сказок, всегда можно купить в детских магазинах и разыгрывать целые спектакли с похищениями, поисками, приключениями, таинственными письмами, загадочными знаками, вплоть до счастливого конца. Коней, конечно, должен быть счастливым. А может быть, вкусным? Таким же образом можно провести игру «Путешествие в страну сказок».
- Театр лесных пародий
В очень древние времена первобытные охотники перед тем, как отправиться на охоту, совершали ритуальный обряд. Они облачались в шкуру животных и под музыку бубнов и барабанов двигались, подражая этим животным. Для того чтобы повторить движение кабана или оленя, нужны были и большая наблюдательность, и великолепная пластика уже тогда. Кстати, этим и отличается человек от других существ. Еще никто не видел, чтобы одно животное по своей воле пародировало другое животное. Прошли века, человек все чаше стал встречаться с животными не в лесу, а в зоопарке или просто в своей квартире, сидя перед экраном телевизора. Но желание подражать не исчезло. Вспомните, как изображает животных Л. Ярмольник или К. Райкин. Попробуйте и вы организовать театр пародий.
Объясните ребятам, что пародия — это такой жанр, в котором актер с долей юмора изображает характерные движения, жесты, походку, голос другого актера или певца. Но мы будем пародировать зверей и птиц (конечно, можно и насекомых, и даже растения). Ребята могут сами себе выбрать героев. Напишите на карточках названия наиболее интересных животных (лиса, заяц, еж, филин, лягушка и др.) и предложите буквально каждому выбрать объект пародий. Постарайтесь, чтобы на карточках не быта названий тех животных, которых дети с трудом представляют (росомаха или енот). И еще подскажите, что можно изображать, как животные бегают, охотятся, спят, едят, пугаются, маскируются, крадутся, а если хватит фантазии — поют, танцуют, занимаются спортом.
- Театр-экспромт *
Театральные спектакли, в которых принимают участие абсолютно все дети группы и делают все легко, весело, успешно, — это, разумеется, представления-экспромты. Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, экспромт позволяет не быть актером, экспромт предполагает сиюминутное созидание, а следовательно, несовершенное, неочищенной формы, с ошибками, казусами, смешными ситуациями. Все неудачи участников импровизированной сцены оправданы заранее экспромтом: никто не готовился к игре, никто не знал, какая у него роль; никто из актеров и не является актером, поэтому его поведение свободно, он лишь очерчивает действие персонажа и от него не требуется актерское мастерство.
Методика организации театра-экспромта предельно проста. Составляется текст для «Голоса за кадром», обычно сказочный, фантастический, детективный, так чтобы на сцене развертывались занимательные события. Потом фиксируются все персонажи представления, они обозначаются на карточках. Эти карточки распределяются среди пришедших на спектакль детей, и они тут же приглашаются за кулисы. По ходу звучания текста, несущего информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает «Голос за кадром».
Надо, чтобы в пьесе было много сменяющих действий, чтобы развитие событий было неожиданным и в итоге веселым и чуть смешным. Действующими лицами являются и люди, и звери, и растения, и вещи, и природные явления, такие, как ветер, светила, облака. Приведем пример короткого спектакля, сыгранного экспромтом успешно и многократно в разных школах (с помощью прописной буквы обозначаем персонажей этого представления). «...Ночь. Завывает Ветер. Раскачиваются деревья. Между ними пробирается вор, он ишет конюшню, где спит Конь... Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-что снится, он слегка перебирает копытами и тоненько ржет. Недалеко от него пристроился на жердочке Воробей, он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз, на улице на привязи спит Пес... Деревья шумят, из-за шума не слышно, как вор пробирается в конюшню. Вот он хватает коня на уздечку... Воробей зачирикал тревожно... Пес отчаянно залаял... Вор уводит коня. Пес заливается лаем. Выбежала из дома хозяйка, заохала, закричала. Она зовет мужа. Выскочил с ружьем в руках хозяин... Вор убегает. Хозяин ведет Коня в стойло. Пес прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят, и Ветер продолжает завывать... Хозяин гладит Коня, бросает ему сена. Хозяин зовет хозяйку в дом. Все успокаивается. Спит Пес. Дремлет Воробей на своем прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихо ржет... Занавес!»
Сюжет не должен быть известен ни детям, ни зрителям, ни актерам. Поэтому, сыграв один спектакль, необходимо заново создавать текст для другого представления. Не следует забывать об эффекте новизны для детей: сюжеты должны быть непохожими, касаться разных сфер жизни человека, каждый раз удивлять детей неожиданными поворотами в ходе действий. На спектакль театра-экспромта приглашаются все желающие. Играть же может только группа одного класса. Делается это для того, чтобы на сцене побывал в роли актера каждый ребенок, а для группы одного класса всегда найдется достаточное количество ролей.
- У зеркала
Суть этого группового дела — поставить подростка или юношу перед самим собою хотя бы на мгновение, предоставив возможность взглянуть на себя как на нечто неповторимое, отличное от всех, как на носителя человеческих свойств и качеств, обладателя самостоятельного (автономного) внутреннего мира.
У зеркала (вокруг зеркала) рассаживается группа, либо каждый член группы — перед отдельным зеркалом. Перед каждым участником работы лежит веер цветных карточек, на обороте которых написаны незавершенные фразы. Поочередно перевертывая карточки, участники группового занятия, глядя на свое изображение в зеркале, завершают фразу про себя, мысленно, или же вслух.
Примеры текста карточек: «Я вижу перед собою...», «Я обнаруживаю в себе...», «Мне интересен этот человек, потому что...», «Я бы не возражал побеседовать с ним, потому что...». Зеркало сообщает о мере соответствия внешнего облика внутреннему содержанию нашей личности, возрасту, ситуации, предмету общения, качествам, идеологии. Обращаясь к зеркалу, мы корректируем тут же мимику, жесты, пластику, приводя их в соответствие данному моменту. Зеркало помогает нам вывести наше «Я» за пределы нас самих, увидеть на время свою личность со стороны, представив ее в качестве объекта рассмотрения и наблюдения
- Урок хитрости
Все, кто смотрел фильм «Рыжий, честный, влюбленный», должны помнить, как проходил урок хитрологии в школе, где учатся молодые лисы.
Там умудренная опытом учительница-лиса наставляла на путь истинный лисят и учила их обманывать, одурачивать, обмишуривать и объегоривать. В человеческой школе уроки хитрологии только еще собираются ввести. Но учить на этих уроках будут не тому, как «втереть очки», «оставить с носом» и «обвести вокруг пальца». На этих уроках предполагается знакомить детей с маленькими хитростями, которые помогут им в трудных жизненных ситуациях. Вот, например, 15 тем, которые будут рассматриваться на уроках хитрологии:
• «Что делать, если жмут ботинки?»
• «Что сделать, чтобы яйцо при варке не лопнуло?»
• «Что делать, если в раковине плохо стекает вода?»
• «Что сделать, чтобы на брюках дольше сохранились «стрелки»?
• «Что делать, чтобы соль всегда была сухой?»
• «Что сделать, чтобы удалить жирное пятно с книжной страницы?»
• «Что делать, чтобы цветы в вазе дольше оставались свежими?»
• «Что сделать, чтобы ножницы снова стали острыми?»
• «Что делать, если руки испачкались при покраске?»
• «Что сделать, чтобы оконные стекла не запотевали и не замерзали?»
• «Что делать, если старая гайка не хочет отворачиваться?»
Что сделать, чтобы быстро найти потерявшуюся иглу?»
• «Что делать, если ботинки промокают?»
• «Что сделать, чтобы избежать слез при резании лука?»
• «Что делать, чтобы хлеб дольше не черствел?»
Уроки хитрологии можно проводить так же, как и любые другие уроки. Начинаться они будут с сообщения темы. Затем учитель попробует актуализировать имеющиеся у учеников знания — он будет выспрашивать у учеников, что они уже знают по теме урока. Затем учитель сообщит и откорректирует ответы. Затем он сам расскажет о хитростях, которые дети еще не знают. Заканчиваются уроки домашним заданием — учитель рекомендует детям проделать в домашних условиях то, что они узнали на уроке. Конечно, возникает вопрос, где взять учителей, знающих так много хитростей? Да где угодно! Каждый человек, регулярно читающий в разных газетах рубрику «Полезные советы», знает столько хитростей, что делиться ими он сможет часами, днями и неделями.
- Фабрика пословиц
Пословица — это «сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме». Раньше все пословицы были народные, то есть их сочинял сам народ. Это и неудивительно — ведь в те времена повсеместно господствовало натуральное хозяйство, а значит, люди сами производили и изготовляли все необходимое для жизни. В том числе и пословицы. Сегодня нужные для жизни предметы и продукты делают на заводах и фабриках. Пословицы, как продукт исключительно нужный современному человеку, тоже изготовляются на специализированных предприятиях, которые так и называются — «фабрики пословиц». Работа на «фабрике пословиц» организована так же, как и на любой другой фабрике. Это значит, что все работники объединены в небольшие бригады и у каждой бригады есть свой бригадир. По утрам бригадиры собираются на планерку. Там они получают производственные задания и чертежи. Чертеж (сами работники называют его «алгоритм») – важнейшее условие высокоэффективной работы. Ведь пословицы нельзя придумывать абы как, все пословицы должны соответствовать утвержденным стандартам. Всего стандартов на фабрике более сотни, и каждому из них соответствует свой чертеж-алгоритм. Приведем некоторые из них:
№ 1 «Где..., там и...».
Примеры: «Где дым, там и огонь», «Где тонко, там и рвется».
№ 2 «Была бы..., будет и...».
Примеры: «Была бы корова, будет и молоко», «Были бы пирожки, будут и дружки»
№ 3 «Без... нет...».
Примеры: «Без копейки нет рубля». «Без терпенья нет ученья».
№ 4 «Велик..., да...». Примеры: «Велик карман, да пуст», «Велика голова, да мозгу мало».
№ 5 «Мал..., да...». Примеры: «Мал золотник, да дорог», «Мал клоп, да вонюч»
№6 «Из... да в...». Примеры: «Из грязи да в князи», «Из сапог да в лапти».
№ 7 «Каждому... свое...». Примеры «Каждому овощу свое время», «Каждом} слову свое место».
№ 8 «Каков..., таков и...». Примеры «Каков корабль, таково и плавание», «Каков поп, таков и приход».
№ 9 «Кто..., тот и...». Примеры: «Кто впереди, тот и атаман», «Кто ленив, тот I сонлив».
№ 10 «Много..., да мало...». Примеры: «Много слов, да мало дела», «Много крику, да мало толку».
Обычно одной бригаде за один рабочий час поручается изготовить 10 пословиц, соответствующих заданному алгоритму. Пр1 этом учитывается не только количественная, но и качественная сторона работы Иными словами, бригады должны производить только актуальные пословицы, отражающие специфику сегодняшнего дня,: не воспроизводить пословицы прошльх веков. Например, если бригада, получившая алгоритм «Не все то..., что...», предложи" пословицу «Не все то золото, что блестит» работа этой бригады не будет принята —ведь такая пословица уже существует. А вот если бригада предложит пословицы «Не все •то аспирин «УПСА», что шипит» или «Не все то бомба, что тикает», производственное задание будет считаться выполненным. Работники «фабрики пословиц», как правило, являются большими патриотами своего предприятия. Их преданность фабрике и пословицам выражается в том, что при каждом удобном случае они пропагандируют свою продукцию. И даже когда их просят не делать этого, а помолчать, они отвечают: «Язык — не пейджер, кнопкой не выключишь». Наиболее интересным и смешным будет тот, кто окажется лучшим вралем, лучшим выдумщиком и самым веселым человеком. О конкурсе следует сообщить за 1—2 дня до его проведения.
- Час тихого чтения
Час тихого чтения возникает в противовес беспредельному увлечению школьников теле- и видеофильмами, вытесняющими из жизни школьника общение с книгой, освобождающими развивающуюся психику юного человека от усилий воображения, мышления и памяти.
В тот день, когда проводится «час тихого чтения», дети и педагоги приносят с собой в школу внепрограммные книги, которые они «сейчас читают», им предоставляется общее для всех членов школьного коллектива время, когда в тишине и удобстве каждый человек может спокойно почитать принесенную им книгу.
Этот момент предварительно подготавливается: вывешивается объявление, за 1—2 дня появляются листки-памятки, учителя напоминают детям о задуманном деле. В итоге только очень немногие школьники забывают захватить с собой в школу книгу. Но и этот редкий случай предусматривается: педагоги и библиотекарь подбирают ряд книг, которые они предложат беспамятному.
Воспитательный потенциал «часа тихого чтения» не исчерпывается до конца, если по окончании его не обнародуется список читаемых детьми и педагогами книг. Этот список вывешивается к концу учебного дня: «Что сегодня мы читаем» и «Что читали учителя». Создается особая эмоциональная атмосфера заинтересованности, выделяются интеллектуальные лидеры, расширяется поле библиографических знаний.
«Час тихого чтения» хорошо устраивать в детских лагерях во время летнего отдыха, в санаториях, в пансионатах, а также в спортивных лагерях во время тренировочных сборов. Идею «часа тихого чтения» порой дети переносят в семью, приобщая родителей к чтению книг, давно ими забытых.
- Чемпионат кроссвордистов
Кроссворды любят все, ими не интересуются разве только ленивые. Проведите встречу любителей кроссвордов. Это может быть вечер «Посидим за кроссвордами», а может быть целый чемпионат. Подберите 2—3 комплекта одинаковых кроссвордов (их печатают почти все газеты и журналы) для ребят, пожелавших участвовать в чемпионате. Установите время проведения, оборудуйте комнату отдельными столиками. Поставьте справочный стол, на который положите энциклопедический словарь, другие словари, атлас мира и другую информационную литературу. Ею могут пользоваться все желающие. А далее участникам раздаются конверты, в которые вложено 2— 3 кроссворда. Соревнование идет на время и точность ответов. Разгадавший кроссворд вкладывает его в конверт, подписывает на конверте свою фамилию и ставит время сдачи. Вот и все. Дело жюри — проверить.
На чемпионате можно провести конкурс на гимнастику ума. Предложить ребятам готовую (чистую) сетку кроссвордов, по которой надо его составить, ни в чем не отступая от правил этой игры. Вот эти правила: слова должны быть в единственном числе; во множественном можно загадывать названия народов, парные предметы, слова, у которых нет единственного числа. Можно использовать названия произведений, фамилии известных людей, наименования городов, столиц, портов, курортов. Настоящая творческая работа при составлении кроссворда начинается с толкования слов. Оно должно быть кратким и точным. Для усложнения чемпионата можно определить тему кроссворда, например, «Кино». Можно объявить спецконкурсы — на самый маленький и самый большой кроссворд, шуточный кроссворд, шуточный кроссворд и т.д.
- Этический тренинг
Этический тренинг — один из наиболее эффективных способов нравственного развития школьника. Педагогическая задача — формирование нравственных форм поведения, коррекция отношений учащихся к тем или иным этическим явлениям, а также улучшения морально-психологического климата в коллективе.
Содержание этического тренинга определяется актуальными проблемами общения в ученическом коллективе или с учетом причин создавшейся конфликтной ситуации. Тематика тренинга предлагается самими учащимися или педагогом. Этический тренинг — это форма моделирования ситуаций взаимоотношений людей (путем ролевой игры), воссоздаваемых «здесь и сейчас» и анализируемых с позиций соответствия нравственным нормам.
Подобные идеальные формы поведения могут быть составлены для тренингов на темы: «Разговор по телефону», «Переписка», «Семья», «В гостях», «У постели больного» и т. д. Все ситуации тренинга составляются с учетом важности формирования эмпатии, уступчивости, такта, доброжелательного отношения к людям, умения принять их позиции, точки зрения.
Перед началом тренинга руководитель предлагает договориться об основных принципах работы в группе. Для повышения мотивации у участников тренинга перед проигрыванием ситуаций необходимы разъяснения, что такое этический тренинг, для чего он необходим людям, что он может дать участникам.
Оптимальное количество участников — 15—20 человек. Тем самым создается возможность общения руководителя тренинга с его участниками и обеспечивается их реальное участие в проигрывании ситуации. Большое значение имеет сама профессионально-педагогическая, этическая культура самого руководителя такого тренинга.
- Ярмарка «Рекордов Гиннеса» («Я самый, я самая...»)
У каждого ребенка есть запас «природных привилегий», свои «рекордные» данные, которые он может продемонстрировать своим друзьям. Вот примерная «программа» ярмарки:
1) Конкурс «Я такой, я такая»
• Самый высокий мальчик в лагере (Гулливер).
• Самый маленький мальчик (оловянный солдатик, мальчик-с-пальчик).
• Самая маленькая девочка (Дюймовочка).
• Рекордный вес вдвоем (богатыри).
• Самая маленькая стопа у девочки (туфелька Золушки).
• Самая большая стопа у мальчика (сапог-скороход).
2) Конкурсы «Зимой и летом одним цветом»
' Самый веснушчатый мальчик (Солнцеликий).
• Самая веснушчатая девочка (Подсолнушек).
(Варианты: самые крупные, самые мелкие, самые яркие веснушки на лице.)
• Самый загорелый мальчик (Бронзовый олень).
• Самая загорелая девочка (Шоколадка).
• Самая рыженькая девочка (Жар-птица).
• Самый рыженький мальчик (вождь краснокожих).
• Самая светлая (блондинка) девочка (Белое солнце пустыни).
• Самый светлый мальчик (Белый айсберг).
• Самая темноволосая (брюнетка) девочка (Черное море).
• Самый темноволосый (брюнет) мальчик (Воронье крыло).
3) Конкурс «Краса — русская коса» ' Самая длинная коса (сударыня).
• Самая короткая косичка (хвостик соболя).
• Самая пушистая коса (сестрица Аленушка).
• Самое большое количество косичек (Пшеничка).
• Самые необычные по форме косы (Пеппи— длинный чулок). В конкурсе могут участвовать мальчики и во
Конкурс «Я и мои тезки»
• Собрать своих тезок по имени и даже фамилии (супертезки)
• Составить известную спортивную команду театральную труппу, эстрадную гр\пп> группу писателей, ученых, общественных деятелей — однофамильцев детей лагеря (знаменитости)
• Собрать наибольшую компанию девочек, у которых имена начинаются на букву «А» (или любую другую) Это же могут сделать и мальчики
• Имя вне конкурентности (мальчик или девочка с единственным в лагере именем)
• Самая длинная по количеству букв фамилия
• Самая короткая по количеству букв фамилия
5) Конкурс «Глаза — зеркало души» (дчя девочек)
• Самая голубоглазая (Незабудка)
• Самая кареглазая (Карина)
• С1мая зеленоглазая (Изумруд)
• Самая черноглазая (Ночка)
• Самая сероглазая (Золушка)
• Разный цвет глаз (Радуга)
6) Спортивные рекорды
• Прыжки с места (мальчики и девочки)
• Прыжки «кенгуру» (10 прыжков с мячом, зажатым между ног, на большую длину)
• Прыжки в высоту
• Бег на дистанции 60 и 100 метров
• Конкурс спортивных танцев (импровизация)
• Конкурс пирамид (коллективный)
• Прыжки с места назад, в бок
• Метание копья, диска, мяча (на дальность)
• Плавание на разные дистанции, разным стилем (на скорость)
• Шахматный (шашечный) блицтурнир
• Конкурс спортивных комментаторов
• Соревнование «Робин Гудов» стрельба из самодельных луков (на дальность полета стрелы, на точность поражение мишеней, на высоту полета и т д
• Веселые старты (командное
Конкурс «Я умею делать все» (знание «Мастер — золотые руки»)
• Лучшая самодельная летняя шляпа (большая, маленькая, оригинальная и тп)
• Скворечник, кормушка для птиц и зверьков
• Рисованный и «озвученный» фильм о лагере (можно на иную тему)
• Лучший бумажный змеек
• Трудовой сюрприз лагерю
• Конкурс «Лесная диковинка»
• Авторская книжка-раскладушка
• Бижутерия из ягод, ракушек, лесных даров
• Самая большая самодельная кукла
• Самая смешная самодельная маска
•Лучший карнавальный (лесной) костюм
• Конкурс песочных архитекторов (замки из песка и глины)
• Лучшая игрушка из ничего
• Стенгазета одного редактора (самая большая, самая маленькая)
• Авторский рукописный журнал отряда
• Конкурс лесных композиций, икебаны, лесных букетов, лесных клумб
• Конкурс летающих плавающих, двигающихся моделей
• Конкурсы художественного рукотворчества (макраме, аппликация, плетенка, плетение корзин)
• Конкурсы юных поваров кулинаров, молодых хозяюшек
• Сшить (нарисовать) фантастического зверька, птицу, рыбу Придумать название
• Конкурсы художников (почтовая марка лагеря, оригинальная открытка, визитная карточка и т п)
8) Конкурсы «Фантазеры»
• Лучший фокусник (артист оригинального жанра)
• Самая остроумная подпись к фотографии, рисунку
• Самый интересный дружеский шарж, лучшая карикатура, дружеская эпиграмма, веселая пародия
• Лучший автор исполнитель своих песен
• Исполнитель (исполнительница) самого большого количества песен (хотя бы по