Основные Параметры поперечного профиля дорог. 4. 4. Основные Параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории следует при­нимать по табл

4.4. Основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории следует при­нимать по табл. 4.

Таблица 4

Параметры элементов дорог Категории дорог
1-а 1-6 II III IV V
Число полос движения 4; 6; 8 4; 6; 8        
Ширина полосы движения, м 3,75 3,75 3,75 3,5  
Ширина проезжей части, м 2X7,5; 2X11,25; 2X15 2X17.25; 2X15 7,5     4,5
Ширина обочин, м Наименьшая ширина укреплен­ной полосы обочины, м 3,75; 0,75 3,75; 0,75 3,75; 0,75 2,5; 0,5 0,5 1,75
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м    
Наименьшая ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м     -
Ширина земляного полотна, м 28,5; 36; 43,5 27,5; 35; 42,5        

4.5. На участках автомобильных дорог 1-а, 1-6 и II категорий, где интенсивность движения за первые пять лет эксплуатации дорог достигает 50 % и более расчетной перспективной, в местах, определяемых и обосновываемых проектом, а также в местах пере­сечений, примыканий и съездов с дорог 1-а, 1-6 и II категорий (на которых не предусматривается устройство переходно-скоростных полос) на обочинах на расстоянии не менее 100 м в обе стороны следует предусматривать устройство остановочных полос шириной 2,5 м согласно п. 7.31. Покрытия на обочинах и укрепленных полосах разделительных полос должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытий проезжей части или отделяться разметкой. Обочины по своей прочности должны допускать выезд на них транспортных средств.

4.6. Число полос движения на дорогах I катего­рии следует устанавливать в зависимости от интен­сивности движения и рельефа местности по табл. 5.

Строительство дорог с многополосной проезжей частью надлежит обосновывать сопоставлением с ва­риантами сооружения дорог по раздельным направ­лениям.

4.7. Дополнительные полосы проезжей части для грузового движения в сторону подъема при смешан­ном составе транспортного потока следует предус­матривать на участках дорог II категории, при ин­тенсивности движения свыше 4000 прив. ед/сут (до­стигаемой в первые пять лет эксплуатации) также и III категории при продольном уклоне более 30 %о и длине участка свыше 1 км, а при уклоне более 40 %• - при длине участка свыше 0,5 км.

Таблица 5

Рельеф местности Интенсивность движения, прив. ед/сут Число полос движения
Равнинный и пересеченный Св. 14 000 до 40 000 „ 40000 „ 80000 „ 80000 4, 6, 8
Горный Св. 14 000 до 34 000 „ 34000.. 70000 „ 70000 4, 6, 8

Ширину дополнительной полосы движения следу­ет принимать равной 3,5 м на всем протяжении подъема.

Протяженность дополнительной полосы за подъ­емом следует принимать по табл. 6.

Таблица 6

Интенсивность дви­жения в сторону подъема, прив. ед/сут       8000 и более
Общая протяженность полосы за пределами подъема, м        

Переход к уширенной проезжей части следует осуществлять на участке длиной 60 м.

4.8. Ширину проезжей части дорог в пределах средней части вогнутых кривых в продольном про­филе, сопрягающих участки продольных уклонов с алгебраической разностью 60 %> и более, следует увеличивать с каждой стороны для дорог II и III категорий на 0,5 м, а для дорог IV и V категорий на 0,25 м по сравнению с нормами, приведенными

в табл. 4.

Длина участков с уширенной проезжей частью должна быть для дорог II и III категорий не менее 100 м, для дорог IV и V категорий — не менее 50 м.

Переход к уширенной проезжей части следует осуществлять на участке длиной 25 м для дорог II и III категорий и на участка 15 м - для дорог IV и V категорий.

4.9. На участках дорог V категории с уклонами более 60 %о в местах с неблагоприятных гидрологическими условиями и с легкоразмываемыми

грунтами, с уменьшенной шириной обочин следует предусматривать устройство разъездов. Расстояния между разъездами надлежит принимать равными расстояниям видимости встречного автомобиля, но не более 1 км. Ширину земляного полотна и проез­жей части на разъездах следует принимать по нормам дорог IV категории, а наименьшую длину разъ­езда — 30 м. Переход от однополосной проезжей час­ти к двухполосной следует осуществлять на протя­жении 10м.

4.10. Ширину обочин дорог на особо трудных участках горной местности, на участках, проходя­щих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с до­полнительными полосами на подъем при соответст­вующем технико-экономическом обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,5 м - для дорог 1-а, 1-6 и II категорий и до 1 м — для дорог остальных категорий.

4.11. Ширину разделительной полосы на участках дорог, где в перспективе может потребоваться уве­личение числа полос движения, следует увеличивать на 7,5 м против норм, приведенных в табл. 4, и при­нимать равной: для дорог 1-а категории - не менее 13,5 м, для дорог 1-6 категории - не менее 12,5 м.

Поверхности разделительных полос в зависимос­ти от их ширины, применяемых грунтов, вида ук­репления и природно-климатических условий прида­ется уклон к середине разделительной полосы или в сторону проезжей части. При уклоне поверхности разделительной полосы к середине для отвода воды следует предусматривать устройство специальных коллекторов.

4.12. Ширину разделительной полосы на участках дорог, проложенных по ценным землям, на особо трудных участках дорог в горной местности, на больших мостах, при проложении дорог в застроен­ных районах и т. п. при соответствующих технико-экономических обоснованиях допускается умень­шать до ширины, равной ширине полосы для уста­новки ограждений плюс 2 м.

Переход от уменьшенной ширины разделительной полосы к ширине полосы, принятой на дороге, сле­дует осуществлять с обеих сторон с отгоном 100:1.

Разделительные полосы следует предусматривать с разрывами длиной 30 м через 2-5 км для органи­зации пропуска движения автотранспортных средств и для проезда специальных машин в периоды ремон­та дорог. В периоды, когда они не используются, их следует закрывать специальными съемными ограж­дающими устройствами.

4.13. Ширина насыпей автомобильных дорог по­верху на длине не менее 10 м от начала и конца мос­тов, путепроводов должна превышать расстояние между перилами моста, путепровода на 0,5 м в каж­дую сторону. При необходимости следует произво­дить соответствующее уширение земляного полотна; переход от уширенного земляного полотна к норма­тивному надлежит выполнять на длине 15-25 м.

4.14. Проезжую часть следует предусматривать с двускатным поперечным профилем на прямолиней­ных участках дорог всех категорий и, как правило, на кривых в плане радиусом 3000 м и более для дорог I категории и радиусом 2000 м и более для до­рог других категорий.

На кривых в плане меньшим радиусом следует предусматривать устройство проезжей части с одно­скатным поперечным профилем (виражей) исходя из условий обеспечения безопасности движения ав­томобилей с наибольшими скоростями при данных радиусах кривых.

4.15. Поперечные уклоны проезжей части (кроме участков кривых в плане, на которых предусматри­вается устройство виражей) следует назначать в за­висимости от числа полос движения и климатичес­ких условий по табл. 7.

Таблица 7

Категория дороги Поперечный уклон, %о
Дорожно- климатические зоны
I II, III IV V
1-а и 1-6:        
а) при двускатном поперечном профиле каждой проезжей части        
б) при односкатном про­филе: первая и вторая полосы от разделительной полосы        
третья и последующие полос        
II-IV        

Примечание. На гравийных и щебеночных покры­тиях поперечный уклон принимают 25—30 ‰, а на покры­тиях из фунтов, укрепленных местными материалами, и на мостовых из колотого и булыжного камня — 30—40‰.

4.16. Поперечные уклоны обочин при двускатном поперечном профиле следует принимать на 10—30 %» больше поперечных уклонов проезжей части. В зави­симости от климатических условий и типа укрепле­ния обочин допускаются следующие величины по­перечных уклонов, ‰:

30—40 — при укреплении с применением вяжущих;

40-60-при укреплении гравием, щебнем, шла­ком или замощении каменными материалами и бетонными плитами;

50—60 — при укреплении дернованием или засе­вом трав.

Для районов с небольшой продолжительностью снегового покрова и отсутствием гололеда для обочин, укрепленных дернованием, может быть допущен уклон 50—80 %о.

Примечание. При устройстве земляного полотна из крупно- и среднезернистых песков, а также из тяжелых суглинистых грунтов и глин уклон обочин, укрепленных засевом трав, допускается принимать равным 40 ‰.

4.17. Поперечные уклоны проезжей части на вира­жах следует назначать в зависимости от радиусов кривых в плане по табл. 8.

Таблица 8

Радиусы кривых в плане, м Поперечный уклон проезжей части на виражах, ‰  
 
основной, наиболее распространенный в районах с ЧАСТЫМ гололедом  
 
на дорогах 1-V категории на подъездных дорогах к промышлен- ным пред- приятиям  
 
 
 
 
 
 
 
От 3000 до 1000 для дорог I категории 20-30 -- 20-30  
От 2000 до 1000 для дорог II— V категорий 20-30 20-30  
От 1000 до 800 30-40 30-40  
„ 800 „ 700 30-40   30-40  
„ 700 „ 650 40-50      
„ 650 „ 600 50-60      
„ 600 „ 500   20-30    
„ 500 „ 450   30-40    
„ 450 „ 400   40-60    
„ 400 и менее        

Примечание. Меньшие значения поперечных уклонов на виражах соответствуют большим радиусам кривых, а большие — меньшим.

Если две соседние кривые в плане, обращенные в одну сторону, расположены близко одна от другой и прямая вставка между ними отсутствует или длина ее незначительна, односкатный поперечный профиль следует принимать непрерывным на всем протяжении. В районах с незначительной продолжительностью снегового покрова и редкими случаями гололеда наибольший поперечный уклон проезжей части на виражах допускается принимать до 1ОО ‰.

На особо трудных участках по условиям за­стройки или рельефа местности допускается разра­ботка индивидуальных проектов виражей с перемен­ными поперечными уклонами (типа „ступенчатый вираж'') и уширенной проезжей частью дорог.

4.18. Переход от двускатного профиля дороги к односкатному следует осуществлять на протяжении переходной кривой, а при отсутствии ее (при рекон­струкции дорог) - на прилегающем к кривой пря­мом участке, равном длине переходной кривой.

Виражи на многополосных дорогах I категории, как правило, следует проектировать с раздельными поперечными уклонами для проезжих частей разных направлений и с необходимыми изменениями по­перечных уклонов разделительных полос.

Поперечный уклон обочин на вираже следует при­нимать одинаковым с уклоном проезжей части до­роги. Переход от нормального уклона обочин при двускатном профиле к уклону проезжей части сле­дует производить, как правило, на протяжении 10 м до начала отгона виража.

Дополнительный продольный уклон наружной кромки проезжей части по отношению к проектному продольному уклону на участках отгона виража не должен превышать, ‰, для дорог;

I и II категорий................... 5

III— V " в равнинной местности.. 10
III— V " в горной местности.... 20

4.19. При радиусах кривых в плане 1000 м и ме­нее необходимо предусматривать уширение проез­жей части с внутренней стороны за счет обочин, с тем чтобы ширина обочин была не менее 1,5 м для дорог I и II категорий и не менее 1 м для дорог ос­тальных категорий.

Величины полного уширения двухполосной проез­жей части дорог на закруглениях следует принимать по табл. 9.

Таблица 9

Радиусы кривых в плане, м Величина уширения, м, для автомобилей и автопоездов с расстоянием от переднего бампера до задней оси автомобиля или автопоезда, м
Автомобилей - 7 и менее, Автопоездов — 11 и менее      
    __ __ 0,4
  0.4 0,4 0,5
  0,4 0,5 0,5 0.7
  0,5 0,6 0,6 0.8
  0,5 0,7 0,7 0,9
  0,6 0,8 0,9 1,1
  0,8 1,0 1,0 1,5
  0,9 1,4 1.5 2,2
  1,1 1,8 2,0 3,0
  1,2 2.0 2,3 3,5
  и 2,2 2,5
  1,4 2,8 3,0
  1,5 3,0 3,5
  1,8 3,5
  2,2

При недостаточной ширине обочин для размеще­ния уширений проезжей части с соблюдением этих условий следует предусматривать соответствующее уширение земляного полотна. Уширение проезжей части надлежит выполнять пропорционально рассто­янию от начала переходной кривой так, чтобы вели­чины полного уширения были достигнуты к началу круговой кривой.

Величину полного уширения проезжей части для дорог с четырьмя полосами движения и более над­лежит увеличивать соответственно числу полос, а для однополосных дорог - уменьшать в 2 раза по сравнению с нормами табл. 9.

В горной местности в виде исключения допуска­ется размещать уширения проезжей части на кривых в плане частично с внешней стороны закругления. Целесообразность применения кривых с уширениями проезжей части более 2—3 м следует обосно­вывать в проекте сопоставлением с вариантами уве­личения радиусов кривых в плане, при которых не требуется устройства таких уширений

ПЛАН И ПРОДОЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ

4.20. Проектирование плана и продольного про­филя дорог надлежит производить из условия наи­меньшего ограничения и изменения скорости, обес­печения безопасности и удобства движения, возмож­ной реконструкции дороги за пределами перспек­тивного периода согласно п. 1.7.

При назначении элементов плана и продольного профиля в качестве основных параметров следует принимать:

продольные уклоны — не более 30 %о;

расстояние видимости для остановки автомоби­ля — не менее 450 м;

радиусы кривых в плане - не менее 3000 м;

радиусы кривых в продольном профиле: выпуклых - не менее 70 000 м; вогнутых — не менее 8000 м;

длины кривых в продольном профиле: выпуклых - не менее 300 м; вогнутых — не менее 100 м.

Переломы проектной линии в продольном профи­ле при алгебраической разности уклона 5 %о и более на дорогах I и II категорий, 10 %о и более на доро­гах III категории и 20 %в и более на дорогах IV и V категорий следует сопрягать кривыми.

Во всех случаях, где по местным условиям воз­можно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на рассто­янии 25 м от кромки проезжей части для дорог I—III категорий и 15 м для дорог IV и V категорий.

4.21. Если по условиям местности не представля­ется возможным выполнить требования п. 4.20 или выполнение их связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства дороги, при про­ектировании допускается снижать нормы на основе технико-экономического сопоставления вариантов с учетом указаний пп. 1.9 и 2.2. При этом предельно допустимые нормы надлежит принимать по табл. 10 исходя из расчетных скоростей движения по катего­риям дорог, приведенных в табл. 3.

Таблица 10

  РАСЧЁТНАЯ скорость, км/ч Наибольшие продольные уклоны, ‰ Наименьшие расстояния ВИДИМОСТИ, М Наименьшие радиусы кривых, м  
в плане в продольном профиле  
для остановки встречного автомобиля  
основные в горной местности выпуклых вогнутых  
 
основные в горной местности  
                   
  40-                
              зооо    
                   
.60                  
                   
                   
                   

Примечание. Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту 0,2 м более, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля 1,2 м от по­верхности проезжий части.

Примечания: 1.В случаях необходимости резкого изменения направления дорог II-V категорий в горных ус­ловиях допускается устройство серпантин.

2. В особо трудных условиях горной местности (за ис­ключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м при соответствующем обосновании с учетом п. 1.9 допускается увеличение наибольших продольных уклонов против норм табл.'10, но не более чем на 20 %•.

3. При проектировании в горной и пересеченной местнос­ти проезжей части дорог I категории раздельно для направления на подъем и на спуск продольные уклоны для направлений спусков допускается увеличивать по сравнению с уклонами для движения на подъем, но не более чем на 20 %0.

4. При проектировании в горной местности участков подходов дорог к тоннелям наибольшая допустимая вели­чина продольного уклона не должна превышать 45%» на протяжении 250 м от портала тоннеля.

4.22. Переходные кривые следует предусматри­вать при радиусах кривых в плане 2000 м и менее, а на подъездных дорогах всех категорий — 400 м и менее. При этом необходимо учитывать указания подраздела „Ландшафтное проектирование". Наи­меньшие длины переходных кривых следует при­нимать по табл. 11.

Таблица 11

Радиус круговой кривой, м                       600-1000 1000-2000
Длина переходной кривой, м                          

4.23. Наибольшие продольные уклоны на участ­ках кривых в плане малых радиусов следует умень­шать по сравнению с нормами табл. 10 соглас­но табл. 12.

Таблица 12

Радиус кривой в плане, м          
Уменьшение наибольших продольных уклонов против норм, указанных в табл. 10, %«, не менее          

4.24. Ширину полос расчистки леса и кустарника, величину срезки откосов выемки и расстояние пе­реноса строений на участках кривых в плане с внут­ренней стороны в целях обеспечения видимости следует определять расчетом; при этом уровень срезки откосов выемки надлежит принимать оди­наковым с уровнем бровки земляного полотна.

4.25. Длина участка с затяжным уклоном в гор­ных условиях определяется в зависимости от вели­чины уклона, но не более значений, приведенных в табл. 13.

4.26. На трудных участках дорог в горной местнос­ти допускаются затяжные уклоны (более 60%») с обязательным включением участков с уменьшенными продольными уклонами (20% и менее) или площади остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в табл. 13.

Таблица 13

  Продольный уклон Длина участка, м, при высоте над уровнем моря, м
       
         
         
         
       

Размеры площадок для остановки автомобилей определяются расчетом, но должны назначаться не менее чем на 3—5 грузовых автомобилей, а выбор места их расположения определяется из условий безопасности стоянки, исключающей возможность появления осыпей, камнепадов, и, как правило, у источников воды.

Независимо от наличия площадок на затяжных спусках с уклонами более 50 ‰ следует предусмат­ривать противоаварийные съезды, которые устраи­вают перед кривыми малых радиусов, расположен­ными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8—1,0 км. Элементы противоаварийных съездов определяют расчетом из усло­вия безопасной остановки автопоезда.

4.27. Нормы проектирования серпантин следует принимать по табл. 14.

4.28. Расстояние между концом сопрягаемой кри­вой одной серпантины и началом сопрягающей кри­вой другой следует принимать возможно большим, но не менее 400 м для дорог II и III категорий, 300 м для дорог IV категории и 200 м для дорог V категории.

4.29. Проезжую часть на серпантинах допускается уширять на 0,5 м за счет внешней обочины, а осталь­ную часть уширения следует предусматривать за счет внутренней обочины и дополнительного уширения земляного полотна.

Таблица 14

  Параметры элементов серпантин Нормы проектирования серпантин при расчетной скорости движения, км/ч
     
Наименьший радиус кривых в плане, м      
Поперечный уклон проезжей части на вираже, ‰      
Длина переходной кривой, м      
Уширение проезжей части, м 2,2 3,0 3,5
Наибольший продольный уклон в пределах серпантин, ‰      

Примечание. Серпантины радиусом менее 30 м допускаются только на дорогах IV и V категорий при запрещении движения автопоездов с габаритом по длине свыше 11м.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: