Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков должна обеспечиваться взаимодействием разных факторов: семьи, школы, досуговой среды, неформальных групп, коллективов, других социальных институтов и общества в целом.
Все существующие меры по уменьшению масштабов девиантного поведения среди детей и подростков, можно объединить в две общие группы:
- общие профилактические стратегии, которые устанавливают общие механизмы возможного предотвращения девиантного поведения;
- дифференцированные стратегии, которые направлены на конкретные группы детей и подростков и конкретные виды девиантного поведения [17.].
Российская система государственных мер по профилактике отклоняющегося поведения у подростков также основывается на такой модели. В ней выделяются меры общей и специальной профилактики.
Общая профилактика предполагает создание благоприятных социально-экономических, социокультурных, социально-педагогических условий, содействующих:
а) выполнению семьями их репродуктивных функций, воспитанию здоровых в физическом социальном отношении детей;
|
|
б) полноценной реализации воспитательных функций общеобразовательных учреждений всех видов, обеспечению развития способностей и позитивных интересов детей, их занятости во внеучебное время полезной деятельностью.
Специальная профилактика включает координационно-реабилитационные меры в отношении детей группы риска, несовершеннолетних правонарушителей и меры социально-правовой, психолого-медико-педагогической поддержки и помощи непосредственно семьям группы риска [13.].
Существуют различные подходы к психопрофилактической работе.
В основе такой модели, как «организация социальной среды», лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Например, профилактика зависимого поведения у подростков может проводиться в форме работы с семьей или организации социальной рекламы по формированию установок на здоровый образ жизни.
Другой достаточно популярной в настоящее время формой профилактической работы выступает тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию, В ходе тренинга изменяются установки на употребление наркотиков, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дастся информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.
|
|
В рамках данного подхода также предпринимаются попытки создания поддерживающих «зон» и условий, несовместимых с нежелательным поведением. Основными недостатками рассмотренных моделей считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением.
Следующий подход основан на модели информирования. Это наиболее привычное для большинства людей направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео-теле фильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например, о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы аддиктов, их личностная деградация.
Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует интерес к ним. В свою очередь, запугивание, как вариант, может вызывать когнитивно-эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения. Более того, детальное описание девиации, например, рассказ о совершении преступления по телевидению, может служить своеобразной инструкцией для действий личности с антисоциальной тенденцией. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.
Модель «аффективно-ценностного обучения» базируется на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей. Подход представляется достаточно эффективным, хотя и трудоемким.
Формирование жизненных навыков – следующий вариант профилактической работы. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также, это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации. В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.
Подход, основанный на деятельности, альтернативной девиантному поведению базируется на представлениях о заместительном эффекте девиантного повеления. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике – повышение самооценки или интеграции в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе, профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).
|
|
Данный подход, так или иначе, реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. В аспекте семейного воспитания можно говорить о том, что ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться.
В основе еще одной модели «здорового образа жизни» лежат представления о важности личного выбора и личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.
При реализации различных моделей психопрофилактической работы могут использоваться различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. В зависимости от используемых методов, психопрофилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств.
Профилактика предусматривает как решение еще не возникших проблем в социальном развитии подростка, так и специальные меры в отношении уже возникших проблем, но предупреждающих возникновение новых. Профилактика, еще не возникших проблем подростка, предполагает развитие активности подростка, поощрение его инициативы и самостоятельности, предоставление свободы выбора, предупреждение социальной инфантильности.
|
|
Организуя работу с подростками девиантного поведения в ОУ, социальный педагог, в первую очередь, осуществляет профилактическую, защитно-охранную, организационную и коррекционно-развивающую функции.
Чаще всего в работе с данной категорией подростков социальный педагог использует технологию профилактики девиантного поведения (особенно – первичную профилактику) и технологию коррекции негативных последствий проявления девиаций, а также осуществляет развивающую работу, направленную на развитие социально одобряемых форм поведения и социальное воспитание подростков.
Анализ литературы показал, что существующие меры по уменьшению масштабов девиантного поведения среди подростков, можно объединить в две общие группы: общие профилактические стратегии и дифференцированные стратегии, которые направлены на конкретные группы детей и подростков и конкретные виды девиантного поведения. В системе профилактической работы школы необходимо выделить два направления: меры общей профилактики и меры специальной профилактики. Меры общей профилактики предполагают создание благоприятных социально-экономических, социокультурных, социально-педагогических условий, также должны обеспечивать вовлечение всех учащихся в жизнь школы и предупреждать их неуспеваемость. Меры специальной профилактики должны обеспечивать возможность выявления всех учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведение с ними работы на индивидуальном уровне, включают в себя координационно-реабилитационные меры в отношении детей группы риска, несовершеннолетних правонарушителей и меры социально-правовой, психолого-медико-педагогической поддержки и помощи непосредственно семьям группы риска.
При реализации различных моделей психопрофилактической работы могут использоваться различные социально-психологические методы.