Руководство к практическим занятиям по медицине катастроф является первым подобным изданием для подготовки средних медицинских работников к работе в экстремальных ситуациях.
Учебный материал изложен в соответствии с программой курса «Медицина катастроф» для средних специальных учебных заведений по специальности «Сестринское дело» (Москва, ВУНМЦ, 1998).
Основной акцент в практических занятиях делается на догоспитальный этап и оказание доврачебной помощи в случаях, когда средний медицинский работник оказывается один на один с пострадавшим и должен принять самостоятельно единственно правильное решение для спасения жизни человека в экстремальных условиях.
В каждом практическом занятии приводятся не только базисные теоретические сведения, необходимые для обучения, но и алгоритмы действий, схемы, таблицы, которые значительно помогают усвоить учебный материал.
В руководстве приведены примеры тестовых заданий различной степени сложности, ситуационных задач с решениями, индивидуальные задания для студентов. Подробно описывается последовательность действий медицинской сестры при выполнении манипуляций по оказанию помощи и уходу за пострадавшим.
|
|
Много внимания уделяется сестринскому процессу и постановке сестринского диагноза, который помогает в сложных практических ситуациях выделить приоритетные проблемы пострадавших и найти пути их решения.
Руководство может быть рекомендовано для медицинских училищ, колледжей, училищ повышения квалификации средних медицинских работников, средних медицинских работников практического здравоохранения, «скорой» и «неотложной помощи», преподавателей медицины катастроф. Руководство можно использовать и при медицинской подготовке профессиональных спасателей.
На каждом практическом занятии целесообразно давать каждому студенту конкретное задание по сестринскому процессу в экстремальной ситуации и просить его обосновать свое решение. При защите своего решения студент должен не только перечислить мероприятия по каждому пункту, но и объяснить, какими способами можно достичь цели. Примерная схема сестринского процесса в экстремальной ситуации представлена на схеме 1. Схема 1 Сестринский процесс в экстремальной ситуации (на примере пострадавшего с кровотечением и переломом бедра) |
I. АНАМНЕЗ. ОСМОТР. ПАЛЬПАЦИЯ |
П. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС Определение нарушенных потребностей пострадавшего (двигаться, одеваться и раздеваться, общаться, пить, познавать) и на их основании выделение проблем пострадавшего |
|
|