Кого должна воспитать школа

Сегодня в системе образования нет обучения методологии выработки и освоения нового знания в темпе возникновения в нём потребности. По этой причине идёт наращивание времени обучения и перегрузка обучаемых разнородными никчёмными в бу­дущей жизни большинства из них сведениями по принципу «запас карман не тянет». По существу идёт увеличение сроков времени, необходимых для программирования психики детей суммой знаний (8, 10, 11, 12-летнее обучение). Школа не учит чувствовать и осмыс­лять жизнь такую, какая она есть. Но главное – система образова­ния до сих пор не определилась с главной и основной целью совре­менной школы: КОГО должна воспитать школа?

С введением в систему обучения КОБы в качестве методологии выработки и освоения нового знания русская цивилизация первой в мире сможет сократить время обучения за счёт роста эффективнос­ти системы образования: при получении обязательного («среднего») образования – до 8–9 лет, а при получении высшего образования – до 3–4 -х лет.

Это и будет вторая «культурная революция» в России, а правиль­нее – второе культурное преображение. Если при этом перейти к раздельному обучению мальчиков и девочек в средней школе (что предлагает КОБа и программа КПЕ), то Россия будет иметь самый образованный народ в мире, готовый в условиях новой логики соци­ального поведения к «непрерывному» обучению и нравственному пре­ображению всего народа. Но эту задачу необходимо решать так, что­бы ко времени завершения школы не противопоставить один пол дру­гому, разобщив их психологически и в миропонимании, что неизбеж­но повлечёт за собой раскол общества и крах института семьи и ли­шит общество перспектив. Для того, чтобы этого избежать, необхо­димы не мужские и женские школы, а мужские и женские классы в одной школе с введением в школьную программу некоего свода за­нятий для разных возрастных групп, на которых мальчики и девочки могли бы общаться друг с другом. Эту задачу могло бы решить рас­ширение объёма эстетического и общекультурного образования: му­зыка, танцы, пение, изобразительные искусства и т.п., дабы взросле­ющих мальчиков и девочек объединяло единое мироощущение и ми­ропонимание, а не инстинктивные влечения друг к другу. Такое со­вершенствование образования возможно в школе обучения мето­дологии познания за счёт сокращения объёма зубрёжки, которой ныне просто программируется психика детей (если «Трёх мушкетё­ров» ребёнок прочитывает за три дня, то почему в школе гораздо более короткий учебник истории мусолится в течение всего учебно­го года?).

Раздельное обучение мальчиков и девочек необходимо, поскольку:

• Психология полов обладает своеобразием как в детском возра­сте, так и в подростковом возрасте, а обучение должно строиться с учётом её особенностей, иначе оно не будет эффективным.

• В обществе даже при отсутствии дискриминации личности по признаку пола социальные роли мужчины и женщины должны согла­совываться с биологией и психологией обоих полов. Соответственно этому если система образования предназначена для того, чтобы го­товить детей ко взрослой жизни, то в программах обучения девочек и мальчиков должно быть как общее, необходимое для единения об­щества, так и своеобразное для каждого пола.

При этом было бы ошибкой ввести «однополые школы», которые просто в силу особенностей возрастной психологии неизбежно будут нести в себе тенденцию к превращению их в «мальчиковые» и «де­вочковые» «бурсы», о чём можно прочитать в воспоминаниях о жиз­ни мужских и женских гимназий Российской империи, институтов благородных девиц и т.п.

Школа должна быть построена так, чтобы сверстники в ней мог­ли быть активны, могли общаться и друг с другом, и с педагогами в том числе, на уроках-семинарах общекультурного, нравственно-эти­ческого и эстетического характера (этого не было в советской шко­ле, нет этого и ныне), а не сидеть подобно манекенам часами, как это имеет место ныне. Но при этом освоение учебных курсов, предше­ствующее общим семинарам, должно строиться на основе особенно­стей возрастной психологии полов и соотноситься с их социальными функциями во взрослой жизни, а для этого преподавание всех специ­альных дисциплин, включая психологию, литературу, историю и т.п., должно быть раздельным.

Таким образом, получается, что воплотить «Русскую идею» в жизнь, не тронув систему образования, эту «священную коро­ву» толпо-«элитарной» культуры, в современных условиях не получится.

Это тем более необходимо осуществить, поскольку ныне существу­ющая система образования и науки так и не смогла ответить на глав­ный вопрос, поставленный 2500 лет назад ещё Диогеном – ЧТО же такое Человек? И проистекающий из этого вопроса другой вопрос, на который надо ответить своей жизнью: КАК стать человеком?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: