ГЛАВА 1 Психотехника как форма массовой культуры

Так уж повелось, что самые революционные прорывы в этой области быстро занимают свое если и не почетное, то уж вполне заслуженное место на одной из ступенек эволюционной лестницы.

Вчерашние бунтари сегодня становятся патриархами.

Одни новые пророки с торжественных подмостков тихонько соскальзывают в безвестность, другие почетно покидают пьедестал, чтобы уютно обосноваться в акаде­мическом кресле.

Современная психотехника, говоря перефразирован­ными словами Эйнштейна, есть драма... драма идей. Я бы добавил — и драма страстей. И арена, на которой разыг­рывается эта драма, — человеческая масса, человеческая культура, человеческие культы.

Посему сквозная тема последующего изложения рас­сматривает психотехнологию не только как науку со сво­им методологическим аппаратом и фондом эмпири­ческих данных, но и как мощное проявление массовой культуры и спонтанно разветвляющееся мифотворчество.

Разумеется, логика такого подхода подразумевает и соответствующее смысловое наименование — «потре­битель».

Психономика как практический метод исследования возникла из принципиально нового направления психо­логии — психолингвистики, которое стало настоящим прорывом в современном мышлении: «Лингвистическая революция XX века состоит в признании того, что язык — это не просто некий механизм для передачи идей о мире, но в первую очередь определенный инструмент для при­ведения мира в существование. Реальность не просто "переживается" или "отражается" в языке — она действи­тельно создается языком» (М. Ландау).

Быть может, самым парадоксальным и труднодоступ­ным для обыденного понимания является то, что реаль­ность не отражается, но создается языком. В данном по­ложении могут сходиться различные философские и линг­вистические теории. Не углубляясь в последние, примем эту идею за очевидную в той области, которую представ­ляет собой психотехнология.

Так, например, гипнотические феномены или специ­фика рекламного воздействия проявляются как резуль­тат вследствие четко очерченной знаковой коммуника­ции — то есть наличия текста. Это касается и любой фор­мы суггестивной подачи информации, что очевидно.

Рассмотрим знаковую систему — как понятие и как феномен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: