Свободная таможенная зона

Свободная таможенная зона - это таможенный режим, согласно которому иностранные товары ввозятся на территорию свободной таможенной зоны и вывозятся с этой территории за пределы таможенной территории Украины с освобождением от обложения таможенными платежами и без применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, а украинские товары ввозятся на территорию свободной таможенной зоны с налогообложением таможенными платежами и применением мер нетарифного регулирования (ст. 130 ч. 1 ТК).

Целью создания специальных (свободных) экономических зон является привлечение иностранных инвестиций и содействие им, активизация совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности для наращивания экспорта товаров и услуг, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг, привлечение и внедрение новых технологий, рыночных методов хозяйствования, развития инфраструктуры рынка, улучшения использования природных и трудовых ресурсов, ускорения социально-экономического развития Украины (ЗУ «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» от 13.10.92 г..).

Товары, помещённые в таможенный режим свободной таможенной зоны, в течение всего срока пребывания в этом режиме находятся под таможенным контролем (ч. 2 ст. 130 ТК).

Операции с товарами, помещёнными под таможенный режим свободной таможенной зоны (ст. 131 ТК)

Операции с помещёнными под таможенный режим свободной таможенной зоны товарами, находящимися на территориях свободных таможенных зон коммерческого типа, ограничиваются лишь простыми складскими операциями, необходимыми для обеспечения сохранности этих товаров: перемещение товаров в пределах свободной таможенной зоны с целью рационального размещения, чистки, проветривания, создание оптимального температурного режима хранения, сушки (в том числе с созданием потока тепла), защита от коррозии, борьба с вредителями, инвентаризация. Также допускаются измельчения партий, формирование отправок, сортировка, упаковка, переупаковка, маркировка, погрузка, выгрузка, перегрузка и другие подобные операции.

С помещёнными под таможенный режим свободной таможенной зоны товарами, находящимися на территориях свободных таможенных зон сервисного типа, разрешается осуществление операций, связанных с ремонтом, модернизацией, строительством воздушных, морских и речных судов, других плавучих средств, их составных частей, а также операций, указанных выше, необходимость в которых возникла в связи с эксплуатацией свободной таможенной зоны этого типа.

Перечни видов товаров, которые могут быть помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны с целью размещения на территориях свободных таможенных зон промышленного типа, и производственных операций, которые могут осуществляться с такими товарами, определяются отдельными законами Украины для каждой такой зоны.

В соответствии со ст. 3 «ЗУ«Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон», на территории Украины могут создаваться специальные (свободные) экономические зоны разных функциональных типов: свободные таможенные зоны и порты, экспортные, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки, технополисы, комплексные производственные зоны, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и др. Отдельные зоны могут сочетать в себе функции, присущие различным типам специальных (свободных) экономических зон.

Особенность специальных таможенных экономических зон в том, что к таким территориям не применяются меры тарифного и нетарифного регулирования.

Специальные (свободные) экономические зоны создаются Верховной Радой Украины по инициативе Президента Украины, Кабинета Министров Украины или местных Советов народных депутатов Украины и местной государственной администрации. В случае создания специальной (свободной) экономической зоны по инициативе Президента Украины или Кабинета Министров Украины соответствующее решение может быть принято только после получения письменного согласия соответствующего местного Совета народных депутатов Украины и местной государственной администрации, на территории которой предполагается расположить специальную (свободную) экономическую зону. В случае если инициатива в создании специальной (свободной) экономической зоны принадлежит местным Советам народных депутатов и местным государственным администрациям, они подают соответствующее предложение Кабинету Министров Украины. Кабинет Министров Украины должен рассмотреть предложение о создании специальной (свободной) экономической зоны в шестидесятидневный срок со дня его поступления и предоставить заключение по этому вопросу в Верховную Раду Украины. Предложения по изменению статуса и территории специальной (свободной) экономической зоны подаются в порядке, предусмотренном ЗУ «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» для создания специальной (свободной) экономической зоны. Общие принципы создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон в Республике Крым определяются в соответствии с Законом Украины "О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: