Сравнение американской и японской моделей менеджмента

Опыт организации менеджмента в различных странах

Менеджмент имеет общие закономерности, которые сформулированы в виде теорий и находят проявление в различных странах с рыночной экономикой.

На практике применение теорий имеет свою специфику в зависимости от национальных традиций. Значительные отличия имеются в менеджменте США и Японии. Менеджмент США ориентируется на личность, индивидуализм и карьеру. Менеджмент Японии – на конкретное принятие решений, на учет неформальных факторов.

Таблица 1.1.

Сравнение американской и японской моделей менеджмента

Аспект менеджмента Американская модель Японская модель
Ориентация управления На отдельную личность На группу
Организационная структура Строго формализованная структура Нестандартная, гибкая структура
Характер принятия решения Индивидуальный Коллективный
Характер ответственности Индивидуальный Коллективный
Характер контроля Индивидуальный, по четко формализованной процедуре Коллективный, неформальный
Основной оценочный критерий руководителя Профессионализм и инициатива Умение координировать деятельность подчиненных
Критерий оплаты труда По индивидуальным достижениям По показателям работы группы и служебному стажу
Характер отношений с подчиненными Формальный Личные неформальные отношения
Характер занятости в фирме Найм на короткий срок Долгосрочная занятость (пожизненный найм)

Для учета национальных особенностей менеджмента следует проводить специальные исследования и использовать различные модели.

Модель Хофстида в соответствии с системным подходом предлагает изучение национальной культуры по следующим аспектам:

1) семья, которая рассматривается с точки зрения обучения детей и формирования у них образцов поведения;

2) образование – способ обеспечения информацией, знаниями, навыками и ценностными ориентациями;

3) экономика – способ, с помощью которого общество производит и распределяет товары и услуги;

4) политика – способ поддержания порядка и власти;

5) религия – духовные средства мотивации человека;

6) здоровье – методы исцеления и профилактики заболеваний, способы заботы о жертвах бедствий и инцидентов;

7) отдых – путь использования свободного времени;

8) социализация – принципы создания социальных групп в данном обществе (по интересам, по профессии и так далее).

В этой модели составляется матрица, в которой исследуются отдельные элементы национальной культуры по позициям менеджмента. Переменные менеджмента в модели:

1. дистанция власти (ДВ) – степень неравенства между людьми, которую население данной страны считает нормальной (высокая дистанция власти – сильное неравенство, низкая – относительное равенство);

2. индивидуализм (ИД) – люди предпочитают действовать в одиночку и нести ответственность за свои действия (высокий индивидуализм) и противоположные качества (низкий индивидуализм - коллективизм);

3. мужественность (МН) – в обществе ценятся настойчивость, самоуверенность, высокое качество работы, успеха и конкуренции (высокий уровень мужественности); противоположные качества – женственность – ценности типа жизненных удобств, заботы о слабых, поддержание теплых личных отношений и солидарность;

4. стремление избежать неопределенности (ИН) – высокий уровень, если общество стремится к стабильности и с трудом внедряются новшества; низкий уровень, если неопределенность считается естественным состоянием и постоянное внедрение новшеств;

5. долгосрочные ориентации (ДО) – взгляд в будущее, стремление к накоплениям и сбережениям, упорство и настойчивость в достижении цели; краткосрочная ориентация (КО) – взгляд в прошлое и настоящее, уважение традиций, выполнение социальных обязательств.

Таблица 1.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: