Опыт организации менеджмента в различных странах
Менеджмент имеет общие закономерности, которые сформулированы в виде теорий и находят проявление в различных странах с рыночной экономикой.
На практике применение теорий имеет свою специфику в зависимости от национальных традиций. Значительные отличия имеются в менеджменте США и Японии. Менеджмент США ориентируется на личность, индивидуализм и карьеру. Менеджмент Японии – на конкретное принятие решений, на учет неформальных факторов.
Таблица 1.1.
Сравнение американской и японской моделей менеджмента
Аспект менеджмента | Американская модель | Японская модель |
Ориентация управления | На отдельную личность | На группу |
Организационная структура | Строго формализованная структура | Нестандартная, гибкая структура |
Характер принятия решения | Индивидуальный | Коллективный |
Характер ответственности | Индивидуальный | Коллективный |
Характер контроля | Индивидуальный, по четко формализованной процедуре | Коллективный, неформальный |
Основной оценочный критерий руководителя | Профессионализм и инициатива | Умение координировать деятельность подчиненных |
Критерий оплаты труда | По индивидуальным достижениям | По показателям работы группы и служебному стажу |
Характер отношений с подчиненными | Формальный | Личные неформальные отношения |
Характер занятости в фирме | Найм на короткий срок | Долгосрочная занятость (пожизненный найм) |
Для учета национальных особенностей менеджмента следует проводить специальные исследования и использовать различные модели.
|
|
Модель Хофстида в соответствии с системным подходом предлагает изучение национальной культуры по следующим аспектам:
1) семья, которая рассматривается с точки зрения обучения детей и формирования у них образцов поведения;
2) образование – способ обеспечения информацией, знаниями, навыками и ценностными ориентациями;
3) экономика – способ, с помощью которого общество производит и распределяет товары и услуги;
4) политика – способ поддержания порядка и власти;
5) религия – духовные средства мотивации человека;
6) здоровье – методы исцеления и профилактики заболеваний, способы заботы о жертвах бедствий и инцидентов;
7) отдых – путь использования свободного времени;
8) социализация – принципы создания социальных групп в данном обществе (по интересам, по профессии и так далее).
В этой модели составляется матрица, в которой исследуются отдельные элементы национальной культуры по позициям менеджмента. Переменные менеджмента в модели:
1. дистанция власти (ДВ) – степень неравенства между людьми, которую население данной страны считает нормальной (высокая дистанция власти – сильное неравенство, низкая – относительное равенство);
|
|
2. индивидуализм (ИД) – люди предпочитают действовать в одиночку и нести ответственность за свои действия (высокий индивидуализм) и противоположные качества (низкий индивидуализм - коллективизм);
3. мужественность (МН) – в обществе ценятся настойчивость, самоуверенность, высокое качество работы, успеха и конкуренции (высокий уровень мужественности); противоположные качества – женственность – ценности типа жизненных удобств, заботы о слабых, поддержание теплых личных отношений и солидарность;
4. стремление избежать неопределенности (ИН) – высокий уровень, если общество стремится к стабильности и с трудом внедряются новшества; низкий уровень, если неопределенность считается естественным состоянием и постоянное внедрение новшеств;
5. долгосрочные ориентации (ДО) – взгляд в будущее, стремление к накоплениям и сбережениям, упорство и настойчивость в достижении цели; краткосрочная ориентация (КО) – взгляд в прошлое и настоящее, уважение традиций, выполнение социальных обязательств.
Таблица 1.2.