Базовые понятия

Асихатэ – Смена стойки.

Бу-но тикара или бурёку – Переводится как воинская энергия. Обозначает искусстное применение энергии во время занятий каратэ.

Ваза-но канкю – Переводится как техика квадрата и шара.

Гамаку – Состояние тела, когда одновременно с подтягиванием и закручиванием тандэн плечи опускаются вниз, в результате чего происходит напряжение всех мышц туловища и создание жёсткого мышечного каркаса. Отрабатывается в ката Сантин и Тэнсё. Другое название – таигатамэ.

Гэнки – Переводится как изначальная энергия. Энергия, сконцентрированная в тандэн.

Гэдан – Нижняя часть тела человека. В Годзю-рю всё, что ниже солнечного сплетения.

Го-но сэн – Брать инициативу после активных действий противника.

Гокуи или гокухи – Основы обучения или основные секреты.

Горэ наси – Переводится как без команд. Выполнение ката от начала и до конца без остановок.

Гямэ – Расслабленность суставов.

Дзёдан – Верхняя часть тела человека. В Годзю-рю всё, что выше ключиц.

Дэси – Переводится как ученик.

Ёко – В сторону.

Ёи-но кисин – Тренировка разума.

Зансин – Постоянное присутствие физико-психической бдительности и готовности к противодействию противника. Понятие противоположное иссин.

Ики – Переводится как дыхание. Другое название – ибуки.

Ин йо – Две изначально полярные и дополняющие друг друга силы, олицетворяющие мужское и женское начало, ответственные за сотворение и развитие мира (китайское Инь и Ян). Сравнимо с дзю и го переводимые как мягкий и жёсткий. В боевых искусствах есть схожие понятия ку и дзитю переводимых как пустой и полный (китайское ху и ши). Ин отвечает за всё небесное, лёгкое и чистое. Йо – за всё земное, тяжёлое и грязное. Эти понятия используются в восточных воинских искусствах и медицине.

Ияй – Крик усиливающий, концентрирующий и направляющий удар. Переводится как объединение и гармония жизненной силы и духа.

Кэйраку – Переводится как меридиан или канал. Путь движения ки в теле человека (китайское цзин-ло).

Кэнкон – Переводится как небо и земля. Эмблема международной федерации окинава Годзю-рю каратэ-до (IOGKF).

Ки –Жизненная энергия, протекающая в теле человека по специальным каналам и концентрируемая в тандэн ( китайское ци).

Кикай-тандэн – Альтернативное название тандэн. Переводится как океан жизненной энергии. Также важная акупунктурная точка, связанна на прямую с тандэн.

Кисоку-но донто – Регулируемое дыхание.

Кокоро – Переводится как дух, разум.

Кокорогамаэ – Правильное положение разума.

Кокю-донто – Переводится как глотать и выплёвывать. Означает дыхание. В воинских искусствах Фучжоу применялось для описания определённых движений и боевой ловкости.

Кукути – Ключевые идеи. Места в технике, в которых заложены основные идеи и секреты стиля.

Кюсё – Переводится как мягкое пятно. Жизненно важные точки на теле человека (окинавское тсиби или тсуби). Другое название – кэцу переводимое отверстием, пещерой или логовом. В соответствии с классической китайской медициной за состояние нашего здоровья отвечает энергия ци протекающая по двенадцати основным каналам в теле человека. На каждом канале находятся точки, влияющие на ток энергии, при воздействии на них здоровье человека улучшается или ухудшается. Всего таких кюсё около 700, но наиболее часто применяемых примерно 150. Знание о нахождении этих точек используется в воинских искусствах для выведения противника из строя, а также реабилитации. Большинство кюсё расположены по-парносеметрично. В воинских искусствах и классической китайской чжэнь-цзю терапии названия одних и тех же точек может быть различным. Кюсё приведённые ниже используются в Годзю-рю и взяты из книги Хигаонна Морио Traditional karatedo Okinawa Goju Ryu, китайские названия этих точек и их топография даны в соответствии с современной чжень-цзю терапией.

Кюсё-дзюцу – Искусствовоздействия на жизненно важные точки. (окинавское цибу-дзюцу или цубо-дзюцу, китайское дяньсюэ)

Маай – Боевая дистанция.

Маватэ – Поворот.

Маи – Вперёд.

Мусики – Переводится как чистое сознание, когда физические действия не мешают работе разума и выполняются на автомате.

Мусин – Переводится как разум.

Мутими – Окинавский термин, обозначающий медленное, сильное, тяжёлое и сконцентрированное движение. Используется, при захватывающей и тянущей технике. Отрабатывается в ката Сантин, и в базовых упражнениях какэ.

Миги – Право.

Ни – Два.

Ни или нэ – Корень.

Нин – Способность к поддержанию силы духа, терпения, выдержки и выносливости в любых ситуациях.

Нун – Способ синхронизации движения с дыханием, при котором сначала выполняется вдох затем на задержке дыхания начало приёма, а заканчивается движение выдохом. Применяется в ближнем бою. Нун используется в ката Сэпай и Супаринпэй.

Окудэн – Высшая техника.

Омотэ – Переводится как парадный вход. Лицевая сторона атакующего или технического приёма.

Отоси – Вниз.

Сиай кокорогамаэ – Умение не только быть готовым к борьбе, но и обучению во время поединка.

Сидотайкэй – Переводится как руководство по обучению. Курс обучения. Система, на основе которой строится тренировочный процесс.

Симэйдзюрасан – Совершенное исполнение ката.

Симитэ – Атакующий. (японское тори)

Сисэй – Переводится как поза или позиция.

Сундомэ – Техника остановки удара на дистанции в один дюйм.

Сюхари – Три стадии изучения воинских искусств, проходя которые человек становится мастером.

Сэйсин – Соединение разума и физической мощи. Так называемое тело-разум.

Сэйсин танрэн – Выковывание духовной энергии тела.

Сэйсин тёитю – Состояние когда разум находится выше размышлений о жизни и смерти.

Сэн – Брать инициативу во время активных действий противника.

Сэн-но сэн – Брать инициативу до активных действий противника.

Таи-но синсюку – Сокращение и сжимание тела.

Тандэн – Переводится как киноварное поле ( китайское даньтянь). Является энергетическим и психофизическим центром человека и располагается в центре тяжести. Является краеугольным камнем в восточной медицине и воинских искусствах.

Тати – Стойка. Стандартное положение тела и ног в воинских искусствах. Иногда читается как дати если стоит после определения названия стойки. Основными требованиями к стойкам являются: содержание тела строго в вертикальном положении; нахождение центра тяжести в области тандэн; спокойное брюшное дыхание; стремление тела вниз; сосредоточении на тандэн.

Тикара – Переводится как энергия дыхания. Обозначает искусстное применение базовой энергии при использовании ки (японское кирёку).

Тикара – Внешняя, физическая сила. Используется для противопоставление внутренней энергии.

Тикара-но кёдзяку – Правильное применение силы в каждом техническом действии. Выражает идею в существовании баланса между силой и расслабленностью. В боевых искусствах тоже, что и Годзю.

Тикара-ну нидзисаси – Правильное чередование напряжения и расслабления, энергии уходящей и приходящей.

Тинкутикакин – Окинавский термин, используемый для описания состояния суставов, когда они моментально стабилизируются, что с одновременной концентрацией тандэн приводит к увеличению мощности удара, силе блока и твёрдости стоек. Такое состояние суставов отрабатывается в ката Сантин и в ходзё-ундо.

Тиру-ну тянтян – Сильный удар. Достигается за счёт оптимального расслабления и напряжения по отношению к движениям противника. Возможно молниеносный удар как реакция на движение или атаку противника. Частое использование тиру-ну тян тян приводит к тому что мышцы становятся сильными и в тоже время гибкими, покрытыми защитным слоем жира. Такое состояние мышц даёт преимущество в ближнем бою. Вариант японского понятия кимэ.

Тюики – Настройка дыхания.

Тюдан – Средняя часть тела человека. В Годзю-рю от солнечного сплетения до ключиц.

Тэ-но омои – Переводится как тяжёлые руки. Искусство применения внутренней энергии, когда движения происходят с чувством тяжёлых рук.Иногда читается как тэ-но амоми.

Тян – Импульсный удар.

Укэтэ – Защищающийся (японское укэ).

Ура – Переводится как задний вход. Обратная сторона атакующего или технического приёма.

Усиро – Назад.

Утидэси – Внутренний ученик.

Фукусики-кокю – Брюшное дыхание. Дыхание, когда во время вдоха и выдоха грудь не шевелится, а живот надувается и сдувается.

Хара – Переводится как низ живота. Разговорное название тандэн.

Харагэй – Искусство использования низа живота как психофизического центра для увеличения силы, концентрации и дыхания (например, в Сантин).

Хёси – Ритм.

Хидари – Лево.

Хидэн – Секретная техника.

Хикитэd:\111allrefs\Local Settings\Temp\иллюстрации (т)\хикитэ.jpg – Переводится как оттянутая рука. Положение согнутой в локте руки, при котором кулак или ладонь находится сбоку от груди, а локоть направлен назад.

Хэй – Команда используемая при отработке ката по частям. Традиционно в окинавском Годзю-рю при отработке ката счёт не используется, а подаётся голосом данная команда к выполнению следующего элемента.

Хэйки – Искусство атаки, в результате которой нарушается дыхание противника.

Хэйдзёсин – Спокойное и сбалансированное состояние разума во враждебной обстановке.

Хэйхо – Переводится как искусство пути. Стратегия изучения техники.

Цунь – Единица измерения, используемая в топографии локализации кюсё. Существует пропорциональный и индивидуальный цунь. Все участки нашего тела можно условно разделить на определённое количество равных частей. Их граница и получила название пропорционального цунь, который варьируется в пределах 1 – 3 см. в зависимости от телосложения человека. Количество пропорциональных цунь в различных частях тела человека выглядит так: от лодыжки до нижнего края колена – 13 цунь, в голени – 16 цунь, от верхнего края колена до нижнего края живота – 18 цунь, в бедренной кости – 19 цунь, от нижнего края живота до пупка – 5 цунь, от бедренной кости до нижнего плавающего ребра – 9 цунь, от пупка до мечевидного отростка – 8 цунь, от нижнего плавающего ребра до подмышки – 12 цунь, от соска до соска – 8 цунь, от мечевидного отростка до ярёмной вырезки – 9 цунь, от запястья до локтя – 12 цунь, от локтя до подмышки – 9 цунь, от 7 шейного позвонка до границы волос – 3 цунь, в ширине шеи – 9 цунь, от края бровей до границы волос – 3 цунь, от задней границы волос до передней – 12 цунь. Индивидуальный цунь равен расстоянию между двумя складками, которые образуются при сгибании второй фаланги среднего пальца правой руки у женщин и левой – у мужчин. Толщина указательного и среднего пальцев сложенных вместе равна 1,5 индивидуальным цунь, а четырёх пальцев без большого – 3 индивидуальным цунь. В данном случае используется пропорциональный цунь.


Организация и этикет

Анза – Переводится как расслабленная или спокойная сидячая поза. Позиция когда человек сидит на ягодицах со скрещенными ногамэ.

Аригато годзаимас – Переводится как большое спасибо. Форма обращения адептов Годзю-рю друг к другу после выполнения техники.

Гассюку – Совместные тренировки с проживанием в одном месте.

Го – Пять.

Дан – Степень, разряд для чёрных поясов.

Дзю – Десять. Иногда читается как то.

Додзёкун – Правила поведения в додзё.

Додзё – Переводится как путь к дзен. Зал для занятий боевыми искусствами. В буддийских монастырях также зал для медитации.

Ёи – Приготовиться.

Зазэн – Поза для медитации.

Зубон – Брюки.

Забутон – Подушка для сидячей медитации.

Ити – Один.

Камаэ – Боевая позиция. В словосочетаниях произносится как гамаэ.

Каратэги – Костюм для занятий каратэ.

Каратэка – Человек занимающийся каратэ.

Кёси – Мастер стиля.

Ки-о цукэ – Переводится как сконцентрировать внутреннею энергтю. Означает команду Внимание!

Кирицу – Переводится как встать. Другое название – татэ.

Кохай – Начинающий студент.

Кю – Разряд для цветных поясов.

Кю – Девять. Иногда читается как ку.

Моитидо – Переводится как повторите ещё раз. Командудля повторения предыдущего технического действия.

Мокусо – Переводится как спокойное размышление. Команда для начала медитации.

Мокусо ямэ – Конец медитации.

Муданся – Каратэка не имеющий чёрный пояс.

Оби – Пояс.

Отагай-ни рэй – Поклон друг другу.

О-нэгаи симас – Переводится как пожалуйста посмотрите. Форма обращения адептов Годзю-рю перед началом демонстрации техники, а так же приветственная фраза при входе в додзё.

Рэйги – Этикет, манеры.

Рэнгэза – Переводится как поза лотоса. Позиция когда человек сидит на ягодитсах с переплетёнными ногамэ. Обе ступни лежат на бёдрах.

Рэнси – Инструктор стиля.

Року – Шесть.

Рэй – Переводится как поклон.

Сан – Три.

Сёмэн – Передняя стена в додзё на которой находятся сидзэн, знамя и портреты патриархов стиля.

Сэнсэй – Переводится как учитель.

Сэнсэй-ни рэй – Поклон учителю.

Сэнпай – Лучший ученик, помощник инструктора. Иногда читается как сэмпай.

Сёрицу – Построиться в соответствии с грейдингом.

Сэйза – Переводится как правильное сидение. Позиция когда человек сидит на коленях, а его ягодитсы находятся на пятках.

Сэмпай-ни рэй – Поклон помощнику.

Сёмэн-ни рэй – Поклон передней стороне додзё.

Си – Четыре.Иногда читается как ён.

Синдзэн – Переводится как ворота в дзен. Является символическим местом проживания духов патриархов стиля.

Синдзэн-ни рэй – Поклон алтарю.

Сицюрэй симас – Переводится как извините. Форма обращения перед вопросом учителю.

Сихан – Мастер стиля. Образец для подражания.

Сити – Семь.

Сюго – Переводится как построились.

Татами – Циновка из рисовой соломы. Японское национальное покрытие на пол которое используется при занятиях каратэ и другими воинскими искусствами. Классический размер татами 1,6 на 3,3 метра.

Уваги – Куртка.

Хосин – Переводится как цэль.

Хай – Переводиться как, да

Ханси – Великий мастер стиля.

Ханрэнгэза – Переводится как поза полу лотоса. Тоже что и рэнгэза, только на бедре лежит одна ступня.

Хати – Восемь.

Юданся – Каратэка имеющий чёрный пояс.


Тренировка

Ваки-симэ – Напряжение корпуса для улучшения его физических качеств.

Го-ваза – Жёсткая и сильная техника. Используется в ударах руками и ногамэ.

Гякутэ – Переводится как вывёртывание рук. Означает технику захватов или борьбы (китайское цинь на). Другое название – туиди или туитэ, а также торитэ.

Дзю-ваза – Мягкая техника. Используется в бросках, удушениях, при воздействиях на суставы и жизненно важные точки.

Дзукэ-ваза d:\111allrefs\Local Settings\Temp\иллюстрации (т)\зуки ваза.jpg Техника ударов кулаком. В словосочетаниях первое слово произносится как цукэ.айкидо и дзю-дзюцу – атэми-ваза)

Дзюмби-ундо – Переводится как упражнения для суставов. Подготовительные упражнения перед основной частью тренировки. Старое название – ёби-ундо.

Дзюнан-ундо – Упражнения на растяжку.

Идо кихон гидзюцу – Базовая техника в движении, используя основные стойки.

Каваси-ваза – Техника перемещений тела и ног.

Ката – Специальные формы, в которых заложены тактико-технические особенности стиля. Другое название – кандзи. Все ката Годзю-рю, кроме Гэкисай дай, Тэнсё и переработанного Сантин, пришли из Китая и произносятся в окинавской транскрипции.

Кико-ундо – Упражнения позволяющие развить внутреннюю энергию ки.

Кихон – Базовые упражнения.

Кихон-гидзюцу – Базовая техника.

Ко-ваза – Техника при выполнении которой используются мелкие движения конечностей тела.

Кокю-ундо – Дыхательные упражнения.

Кэри-ваза – Техника ударов ногой. В словосочетаниях произносится как гэри-ваза.

Кумитэ – Поединок.

Моротэ-ваза – Техника, выполняемая двумя руками одновременно.

Нэ-ваза – Техника, выполняемая в партере.

Нэко-ундо – Переводится как кошачьи упражнения. Упражнения позволяющие укрепить и развить гибкость позвоночника

О-ваза – Техника при выполнении которой используются большие и широкие движения конечностей тела.

Рэнраку-ваза – Техника комбинаций.

Сэйри-ундо – Заминка.

Симэ – Тестирование во время выполнения ката Сантин и передвижений с нигиригамэ. Ударами по телу студента и сопротивлением его движениям, проверяют стойку и концентрацию.

Соноба кихон-гидзюцу – Базовая техника на месте в основных стойках.

Сувари-ваза – Техника, выполняемая на коленях или сидя.

Тайатари – Парная тренировка, в результате которой посредством набивки, укрепляются мышцы тела, а также становятся не восприимчивыми к боли.

Тати-ваза – Техника, выполняемая в полный рост.

Удэтанрэн – Парная тренировка, в результате которой посредством набивки, укрепляются мышцы предплечий, а также становятся не восприимчивыми к боли. Другое название – котэкитаэ.

Укэ-ваза – Техника защиты.

Укэми-ваза – Техника падения, самостраховка.

Ути-ваза – Техника круговых ударов рукой. Также известно как атэ-ваза.

Хадзимэ – Команда, обозначающая начало технического действия.

Хэнка-ваза – Приспосабливоемость к изменениям в тактике и технике противника.

Ходзё-ундо – Переводится как вспомогательные упражнения. Упражнения со специальными снарядами позволяющие развить силу, выносливость и крепость ударных поверхностей тела.

Ямэ – Команда, обозначающая окончание технического действия.

Ясумэ – Команда, обозначающая ослабление психофизической готовности человека.


Снаряды, используемые в ходзё-ундо

Исисаси – Переводится как каменный замок. Используется для развития силы в руках и плечевом поясе, а также хорошего тинкутикакин. Другое название – дзёмаэиси. Диаметр рукояти 40 мм. Длина вершины от края до рукояти 25 мм. Длина основания 170 мм. Ширина вершины 80 мм. Ширина основания 110 мм. Начальный вес 5 кг.

Конгокен – Переводится как железный круг. Используется для развития силы рук, ног и всего тела. Так же на нём отрабатываются упражнения из борьбы. Начальный вес 45 кг.

Какатэ – Горизонтальная перекладина с грузом на одном конце и закреплённая по принципу колодезного «журавля». Используется для отработки захватов и блоков.

Макиагэ – горизонтальная палка с верёвкой для накручивания на палку с привязанным грузом. Служит для развития предплечий и укрепления запястий.

Макиагэкигу – Тяжёлые браслеты на руки. Используется для развития силы рук. Железный вариант носит название тэцува.

Макивара – Снаряд используемый для отработки ударной техники и закалки ударных поверхностей рук и ног.

Нигиригамэ – Переводится как кувшин силы. Используется для развития хорошего мутими,захвата, а также концентрации на тандэн. По мере увеличения физической силы в кувшин досыпается песок или гравий. Другое название – тикарагамэ.

Сагэ-макивара – Подвесной (вертикально) мешок. Используется для отработки ударной техники, связок и точности удара.

Сасииси – Переводится как каменная гиря. Камень с пробитой внутрь палкой для захвата.Используется для развития силы в руках, плечевом поясе и спине. Другое название – тикараиси (камень силы).

Сунабако – Короб с песком или бобами. Используется для закаливания ударных поверхностей рук.

Тан – Штанга с деревянным грифом. Начальный вес 25 кг.

Тати-макивара – Макивара изготовленная из вертикально стоящей доски. Высота тати - макивары подбирается индивидуально, в зависимости от роста человека.

Темотисики-макивара – Движущаяся макивара. Используется для отработки точности удара и закалки ударных поверхностей рук и ног.

Сёарэй – Гантели.

Тэцугэта – Переводится как железные сандали. Используется для развития силы ног. Каменный вариант носит название исигэта.

То – Камышовая или бамбуковая связка. Используется для развития хорошего захвата и силы пальцев.

Тиси – Переводится как каменный молоток. Используется для развития хорошего захвата, силы в руках и плечевом поясе, а также мутими. Тяжёлый вариант известен как гиси. Высота рукояти подбирается индивидуально и соответствует высоте голени, а диаметр такой, чтобы можно было обхватить в захлёст первыми фалангамэ пальцев. Другое название – тикараиси, а также эцукииси.

Цури-макивара – Подвесной (горизонтально) мешок. Используется для отработки ударной техники и точности удара.

Фукусики-макивара – Зафиксированная макивара.

Ярибако – Короб с гравием. Используется для закаливания ударных поверхностей рук и ног.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: