Учебно-методическое обеспечение

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева

Военная кафедра

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник цикла № 2

подполковник М. Садиков

______ ______________ 2012 г.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ

по военно-технической подготовке

Тема № 5 Горюче-смазочные материалы и специальные жидкости. Техническое обслуживание автомобильной техники.
Занятие №2 Техническое обслуживание автомобильной техники.
Время 2 часа
Вид занятия Групповое
Место проведения Класс эксплуатации ВАТ

Цели занятия:

- Ознакомиться с объемом, содержанием, техническим условием ТО;

- Изучить порядок выполнения работ по ТО;

- изучить виды технического обслуживания;

- Уяснить важность твердого усвоения технического обслуживания автомобильной техники.

Вводная часть –10 минут

- Принять рапорт дежурного по взводу.

- Проверить присутствующих по списку.

- Провести контрольный опрос по изученному ранее материалу.

- Объявить тему, цель, время и учебные вопросы занятия.

Основная часть – 75 минут

Учебные вопросы время и содержание занятия Методические приемы и указания
1.Объем, содержание, технические условия – 25и минут Необходимость поддержания высокого уровня работоспособности требует, чтобы большая часть неисправностей была предупреждена, т.е. работоспособность изделия была восстановлена до наступления неисправности. Поэтому задача технического обслуживания (ТО) состоит, главным образом, в предупреждении возникновения отказов и неисправностей. Предупреждение отказов и неисправностей требует регламентации ТО, регулярного (по плану) выполнения определенных операций ТО с установленными периодичностью и трудоемкостью. Перечень выполняемых операций, их периодичность и трудоемкость в целом составляют режим технического обслуживания. Своевременное и качественное техническое обслуживание является важнейшим элементом эксплуатации автомобильной техники. Практика показывает, что боевая готовность высока в той части (подразделении), где правильно организована эксплуатация ВАТ, а техническое обслуживание является составной частью эксплуатации. Основной организатор выполнения технического обслуживания – офицер-автомобилист. Поэтому особенно важно приобрести максимум знаний, умений и навыков в вопросах организации и проведения технического обслуживания ВАТ. Анализ боевых действий войск на территории Северо-Кавказского региона РФ показывает, что ходе ведения боевых действий выведено из строя 5500 ед. автомобильной техники, при этом более половины – по техническим причинам. Водительский состав имел слабые знания и практические навыки в выполнении работ по ТО, поиску и устранению неисправностей. Поэтому Начальник ГАБТУ МО РФ потребовал при подготовке курсантов в ВУЗах главное внимание уделять практической направленности обучения, принятию грамотных решений по организации и проведению технического обслуживания ВАТ. Система технического обслуживания – это совокупность взаимосвязанных средств, документации и исполнителей, необходимых для поддержания качества изделий, входящих в эту систему. В настоящее время приказом МО РФ от 12.04.1999г. введено «Руководство по организации ТО и ремонта ВВТ общевойскового назначения в ВС РФ в мирное время». Руководство вводит планово-предупредительную систему технического обслуживания с периодическим контролем и ремонтом по техническому состоянию. Техническое обслуживание должно обеспечивать: - постоянную готовность машин к использованию; - безопасность движения; - устранение причин, вызывающих преждевременный износ, старение, разрушение, неисправности и поломки составных частей и механизмов; - надежную работу машин в течение установленных межремонтных ресурсов и сроков их службы до ремонта и списания; - минимальный расход горючего, смазочных и других материалов. Техническое обслуживание машин включает: - заправку; - очистку и мойку (промывку); - подтяжку креплений; - регулировку агрегатов, сборочных единиц, механизмов и приборов; - смазочные работы; - устранение неисправностей (текущий ремонт). Техническое обслуживание машин выполняется личным составом подразделений технического обслуживания и ремонта с участием водителей. Периодичность и объем работ по ТО машин при повседневном использовании и хранении определяется Наставлением, инструкциями по эксплуатации и техническому обслуживанию машин, руководством по хранению автомобильной техники и имущества. Запрещается сокращать объем и уменьшать время работ в ущерб качеству технического обслуживания машин. В полевых условиях техническое обслуживание проводится с использованием подвижных средств технического обслуживания и ремонта. Место, время и порядок проведения технического обслуживания определяется командиром дивизии (полка, подразделения) в зависимости от выполняемой задачи и сложившейся обстановки. Организация работ по техническому обслуживанию машин должна обеспечивать скрытность и быстроту выполняемых работ и не снижать боевую готовность соединения (части, подразделения). Машина, прошедшая ТО, должна быть исправной, заправленной положенными эксплуатационными материалами, чистой, отрегулированной, смазанной. Все агрегаты, сборочные единицы, механизмы и приборы должны быть надежно закреплены, нормально работать и соответствовать требованиям инструкции по эксплуатации машин. О проведении технических обслуживаний делаются записи в «Книге учета ремонта (обслуживания, обработки) вооружения техники и имущества», а также в паспорте (формуляре) машины, месячном плане эксплуатации и ремонта АТ воинской части, план-графике ТО и ремонта машин воинской части. 2.Виды технического обслуживания - 15 мин. Техническое обслуживание машин по периодичности и объему работ разделяется на следующие виды: 1) для машин повседневного использования: - контрольный осмотр (перед выходом из парка, на привалах и остановках, перед преодолением водной преграды и после ее преодоления); - ежедневное техническое обслуживание (ЕТО); - техническое обслуживание №1 (ТО-1); - техническое обслуживание №2 (ТО-2); - сезонное техническое обслуживание (СО); 2) для машин, содержащихся на хранении: - ежемесячное техническое обслуживание; - полугодовое техническое обслуживание; - годовое техническое обслуживание; - регламентные работы. Кроме указанных видов ТО устраняются неисправности и проводятся другие работы во время, предусмотренное распорядком дня для ухода за техникой, в парково-хозяйственные дни и в специально отведенное время (по окончании занятий, стрельб, учений), а также проводится подготовка машин к эксплуатации в сложных условиях. Система технического обслуживания ВАТ включает следующие виды ТО: - Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО); - Техническое обслуживание с периодическим контролем (ТО с ПК); - Техническое обслуживание №1 и №2; (для машин содержащихся на хранении ТО-1х и ТО-2х; ТО-2х с ПКП техническое обслуживание № 2 при хранении с переконсервацией и контрольным пробегом); - Сезонное техническое обслуживание (СО); - Регламентированное техническое обслуживание (РТО). 3.Порядок выполнения работ - 35 мин. Кроме основных видов технического обслуживания в ВС РФ предусмотрены дополнительные работы по уходу за техникой: в парково-хозяйственные дни, в часы ухода за техникой, отведенные распорядком дня. Ежедневное техническое обслуживание – выполняется водителем (механиком-водителем) при подготовке ВАТ к использованию и с целью устранения выявленных недостатков, а также обеспечения безопасности движения. ЕТО включает заправку, мойку, смазку, проверочные и необходимые крепежно-регулировочные работы и устранение выявленных неисправностей. В постоянных парках ежедневное техническое обслуживание поводится на площадках ЕТО. Трудоемкость работ ЕТО с учетом регулировочных работ составляет: УАЗ-3151 – 0,9 ч; Камаз-4310 – 1,0 ч; КрАЗ-260 – 0,82 ч; МТ-ЛБ – 1,5 ч. (Нормы времени на ТО и ТР автомобильной техники в ремонтных частях и подразделениях, 1990 г.) При ЕТО выполняются работы, предусмотренные к выполнению при контрольном осмотре перед выходом автомобиля из парка и дополнительно: - спускается конденсат из воздушных баллонов (ресиверов) пневмосистемы; - очищается аккумуляторная батарея, проверяется уровень электролита и крепление батареи; - при эксплуатации машины в условиях сильной запыленности меняется масло в воздухоочистителе, и промываются фильтрующие элементы; - при работе в особо грязных условиях и после преодоления брода смазываются шарнирные соединения рулевых тяг и выполняются другие работы. Следует иметь в виду, что такие работы, как проверка степени нагрева ступиц колес, агрегатов, отсутствие подтеканий, необходимо проводить сразу по прибытию машины из рейса. После проведения ЕТО машина с разрешения дежурного по парку ставится на место стоянки. Техническое обслуживание с периодическим контролем – выполняется экипажами, расчетами, водителями машин и специалистами ремонтного подразделения при проведении контрольно-технического осмотра и технической диагностики (КТО и ТД). КТО колесной техники через 500 км, гусеничной техники - через 250 км (не реже одного раза в месяц) и ТД колесной техники через 5000 км, гусеничной техники - через 1000 км (не реже одного раза в период эксплуатации). ТО с ПК организует командир воинской части, подразделения. (Периодичность проведения контрольно-технического осмотра и технического диагностирования может уточняться генеральным заказчиком с учетом особенностей ВВТ). Перечень работ ТО с ПК устанавливается в НТД. Техническое обслуживание № 1 и № 2 предназначено для поддержания ВВТ в исправном (работоспособном) состоянии до подготовки к использованию или очередного технического обслуживания, контроль технического состояния и устранение выявленных недостатков. Проводятся в сроки, установленные генеральным заказчиком, по результатам контрольно-технического осмотра и технической диагностики. Организует проведение ТО №1 и №2, командир батальона (дивизиона). Выполняется экипажами, расчетами, водителями и подразделениями технического обслуживания батальона. Техническое обслуживание включает проведение следующих работ: - проверка креплений двигателя и сборочных единиц, установленных на двигателе; - проверка герметичности системы двигателя; - проверка регулировочных характеристик приводов управления приборов и систем (приводные ремни, управление подачей топлива и др.); - выполнение работ по очистке воздушных, масляных и топливных фильтров; - удаление конденсата (отстоя) из систем автомобиля; - проверка работоспособности двигателя и его систем при различных частотах вращения коленчатого вала; - проверка крепления агрегатов и очистка сапунов от грязи; - проверка регулировочных характеристик (сцепление, главный фрикцион и др.); - контроль наличия и качества смазок в агрегатах и механизмах; - проверка и крепление механизмов управления, особое внимание обратить на элементы обеспечивающие безопасность движения; - проверка работоспособности систем и механизмов в движении и на месте; - проверка крепления приборов, клемм и электропроводов; - проверка технического состояния аккумуляторных батарей, приборов освещения и сигнализации. Операции ТО-1, как правило, полностью повторяются при ТО-2. В то же время, при ТО-2 ряд операций выполняется дополнительно, особенно по смазочно-заправочным работам и работам по проверке работоспособности агрегатов, систем, сборочных единиц и приборов. Операции ТО-1х, ТО-2х, ТО-2х с ПКП будут рассмотрены при изучении темы «Хранение машин». Операции РТО – при изучении темы «Регламентированное техническое обслуживание». Сезонное обслуживание (СО) предназначено для подготовки вооружения и военной техники к зимнему или летнему периоду эксплуатации. Периодичность проведения СО: При использовании: два раза в год при подготовке машин к зимнему или летнему периоду эксплуатации. При хранении: при кратковременном хранении два раза в год при подготовке машин к зимнему или летнему периоду эксплуатации. Организует сезонное обслуживание командир воинской части, проводится личным составом подразделений и личным составом ремонтной роты воинской части. Сезонное обслуживание машин заключается в проведении очередного ТО-1 или ТО-2 и дополнительных работ в соответствии с предстоящим периодом эксплуатации. Своевременная и качественная подготовка личного состава, машин и парка достигается четким планированием, организацией и выполнением необходимых работ на технике: - промывки, продувки сжатым воздухом, проверки и регулировки приборов системы питания двигателя; - замены сезонных смазочных материалов и специальных жидкостей в агрегатах и механизмах машин; - подкраски или полной окраски техники. Всесезонные масла и жидкости заменяются только по истечении срока их работы. Порядок подготовки, сроки подготовки воинских частей к СО определяются Директивами МО РФ, Командующего войсками военного округа. На основании вышеуказанных Директив в каждой воинской части разрабатываются следующие документы: - Приказ командира воинской части «О подготовке ВВТ к эксплуатации в зимнем (летнем) периоде»; - План перевода ВВТ на режим зимней (летней) эксплуатации; - График работы специальных постов и бригад; - Технологические карты выполнения основных работ; - План-задание ремонтному подразделению на ТО машин. В целях контроля выполнения плана перевода ВВТ отрабатываются: в полку – план-график перевода ВВТ на режим зимней (летней) эксплуатации, (разрабатывается поротно); в батальоне – план-график перевода ВВТ на режим зимней (летней) эксплуатации, (разрабатывается повзводно); в роте и взводе – план-график перевода ВВТ на режим зимней (летней) эксплуатации, (разрабатывается до каждой единицы ВВТ). Итоговый документ СО – издание приказа о результатах перевода ВВТ на режимы зимней (летней) эксплуатации. Подготовка к сезонному обслуживанию складывается из следующих этапов: 1 этап.Проведение расчетов обеспечения выполнения работ по переводу ВВТ на режим зимней (летней) эксплуатации: - количества ВВТ, подлежащих переводу; - потребности ГСМ; - потребности денежных средств; - потребности других материальных средств для обеспечения ТО и ТР ВВТ, ремонта зданий и хранилищ парков. 2 этап. Разработка организационных документов и доведение их до исполнителей (рассматривались выше): 3 этап. Организация финансового и материально-технического обеспечения: - обобщение заявок; - истребование необходимого количества ГСМ, ВТИ и денежных средств; - подготовка ПТОР, подвижных средств ТО и ремонта, контрольно-испытательных средств; - оснащение постов и бригад инструментом и приспособлениями. 4 этап. Подготовка личного состава: - проведение двух дневных сборов и показных занятий с офицерами, прапорщиками и младшими специалистами автомобильной службы; - изучение наставлений, инструкций, руководств, методических пособий по организации и проведению ТО ВВТ. Изучение применяемых эксплуатационных и ГСМ при сезонном обслуживании ВВТ; - порядок подготовки рабочих мест и оборудования. Создание специализированных постов и бригад, изучение перечня работ СО; - изучение и доведение до всего личного состава мер безопасности при проведении работ сезонного обслуживания ВВТ. 5 этап. Подготовка парков и парковых помещений к переводу ВВТ: - выполнение мероприятий по приведению внутренней службы и порядка в парке в соответствие с требованиями руководящих документов; - производство текущего ремонта зданий и хранилищ парка; - подготовка и проверка пожарного инвентаря, молниезащиты зданий и хранилищ; - проведение СО технологического оборудования стационарных и подвижных средств обслуживания и ремонта ВВТ. 6 этап. Выполнение работ по переводу ВВТ на режим зимней (летней) эксплуатации: - выполнение работ в объеме НТД и в соответствии с план-графиком перевода ВВТ на режим зимней (летней) эксплуатации. - проведение смотров готовности ВВТ, парков, складов, учебно-материальной базы к эксплуатации в зимних (летних) условиях. 7 этап. Подведение итогов перевода ВВТ: - издание приказа о результатах перевода ВВТ; - оформление эксплуатационной и другой документации. Организация контроля выполнения работ по переводу ВВТ на режим зимней (летней) эксплуатации осуществляется командирами всех степеней с представлением ежедневных докладов от командира взвода до командира полка включительно по подчиненности. Особенности ТО ВВТ при подготовке к зимнему периоду эксплуатации. Перечень дополнительных работ при сезонном обслуживании машин выполняется согласно требованиям нормативно-технической документации (НТД). Необходимо учитывать, что нормативы трудоемкости СО составляют от трудоемкости ТО-2: - 50%-для очень холодного и очень жаркого сухого климатического районов; - 30%-для холодного и жаркого сухого районов; - 20%-для прочих районов. (нормы времени на ТО и ТР автомобильной техники в ремонтных частях и подразделениях). При подготовке машин к зимнему периоду эксплуатации дополнительно выполняется: - проверка и подготовка к работе средств подогрева двигателя, обогрева кабины и кузова (салона), установка средств утепления; - подключение к системе охлаждения и проверка работы предпускового подогрева двигателя и отопителя кабины; - разблокировка электромагнитных муфт привода вентиляторов; - заправка системы охлаждения двигателя низкозамерзающей жидкостью (для установленных марок машин); - удаление конденсата (отложений) из трубопровода и каналов системы регулирования давления воздуха в шинах и системы пневматических (гидравлических) приводов тормозов. Таким образом, цель перевода ВВТ на режим зимней (летней) эксплуатации состоит в подготовке личного состава, повышении технической готовности, улучшении состояния ВВТ и запасов материальных средств, в совершенствовании организации внутренней службы в парках воинских частей. Большую роль в этом играют офицеры автомобильной службы, командиры подразделений, которые лично обязаны руководить работами по техническому обслуживанию, проводимому силами водителей (экипажей). Название вопроса дать под запись Кратко пояснить и привести примеры. Дать под запись. Дать под запись и кратко пояснить. Дать под запись, используя плакат. Дать под запись. Дать под запись. Название вопроса дать под запись Дать под запись. Объяснить, дать под запись. Название вопроса дать под запись Дать под запись. Дать под запись. Дать под запись. Дать под запись Дать под запись показать на плакате. Объяснить, показать на плакате. Дать под запись. Дать под запись. Дать под запись. Объяснить на плакате и дать под запись. Дать под запись. Пояснить и дать под запись. Дать под запись. Дать под запись. Дать под запись. Сделать выводы.

Заключительная часть – 5 минут

- подвести итог занятия;

- ответить на вопросы студентов;

- дать задание на самостоятельную подготовку;

- объявить тему следующего занятия.

Учебно-методическое обеспечение.

Литература:

1.Наставление по автомобильной службе СА и ВМФ. Москва 1978 г.

2.Нормы времени на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобильной техники в ремонтных частях и подразделениях. Москва 1990 г.

3.Эксплуатация армейских машин. Москва. «Военное издательство».1978 г.

4.Руководящие документы по эксплуатации военной автомобильной техники.

ЧВАИ.2003 г.

5.Спрвочник офицера-автомобилиста. ЧВАИ.2003 г.

6.Конроль состояния автомобильной техники в воинской части. ЧВАИ.2004 г.

7.Осмотр автомобильной техники должностными лицами воинской части. Москва «Военное издательство».1983 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: